Назад

Страница 0564

Вперед

державу .,. Сентябрьский отчет 1920 года открывал перед французским кино мрачные перспективы, которые легко было предвидеть с 1916 года, со времени первых заявлений Патэ. Вполне естественно, что уныние охватило здравомыслящих людей, ясно видевших судьбу, уготовленную кинопромышленности. И Луи Деллкж словами, полными разочарования, завершает „Признания зрителя", а затем свою книгу „Кино и К0":

„Мне хочется верить, что у нас появятся хорошие фильмы. И это будет исключением из правил. Ибо кинематография не в духе французов. Все народы не могут любить все области искусства, не правда ли? Что ж, Франция любит поэзию, роман, танец, живопись, не чувствует музыки, не любит музыку, не знает музыки. Несмотря на гений Дебюсси и Дкжа, ум и изощренное богатство Форе и Равеля, идеал в стране — Гуно.

Говорю вам— и будущее, очевидно, это покажет,— что во Франции нет „чувства" киноискусства, как и музыки".

Этим словам придали весьма мрачное толкование. Но Деллюк, если читать его внимательно, не говорит, что во Франции никогда не было великих музыкантов. Он утверждает обратное, приводя четыре имени. Он жалеет, что Франция мало ценит своих музыкантов и свою музыку. Так же нет у нее (в 1917—1919 гг.) „чувства кино".

Деллюка огорчает, что „чувством кино"почти не обладает „избранная публика", как он говорил в июле 1918 года:

„Пятое искусство... доходит до широких масс, не требуя умственной подготовки, которую дают книги и теории. Вот почему „избранные" Франции не желают любить кино, не хотят восхищаться реальностью, в которой нет классической красоты. Но почему не помечтать о поступлении в Политехнический институт без экзамена?"

И он писал еще, чтобы уточнить свою мысль, что у „избранных" нет „чувства кино", зато оно есть у толпы:

„В „Олимпик-палас" на захолустной улице де Ванв высокий и благородный фильм Томаса Инса „Несчастливая звезда" принят зрителями с таким благоговением, как будто в нем видели апостольскую истину, его приветствовали овациями ... В публике — мужчины в каскетках, женщины с непокрытыми головами.

„Избранные" ... вполне могли бы не замечать важного значения кинематографии. У нас возникло истинное на-

Назад Страница 0564 Вперед