„женщина-вамп" показывает свое истинное лицо. Честный Роберт возвращен бедной Сузи".
Когда сейчас смотришь этот фильм1, то обнаруживаешь самобытный талант выдающейся актрисы, которая никогда не впадала в жеманство, хотя и была близка к нему, и, несомненно, создала реальный образ. Но наивная роль, выкроенная Гриффитом для Лилиан Гиш из „обносков" Мэри Пикфорд, подчеркивает всю невыносимую условность маленького города, созданного в фильме и словно снятого для почтовых открыток. И напрашивается сравнение с „Солнечной стороной" Чаплина — интрига в фильме Чаплина тождественна2, но среда реальна.
Гриффит приступал к созданию „черной серии". Как бы ни было велико обаяние Лилиан Гиш в „Верном сердце Сузи", эта мило сфотографированная „хромолитография" не искупала плоские мелодрамы, сфабрикованные Гриф-фитом для „Парамаунта", а затем для „Ферст нэшнл",— „Величайший вопрос в жизни", „Танцовщица-кумир'' и „Цветок любви".
В тяжелых 1919—1920 годах Гриффит создает блистательный фильм, свое превосходное творение — „Сломанные побеги".
Гриффит собирался в то время работать в студиях, построенных им в Мамаронеке, вблизи Нью-Йорка. Робер Флоре, встретившийся с Гриффитом несколько месяцев спустя, дал такой беспощадный его портрет:
„Д.-У. Гриффит был эгоистом. В течение всей своей карьеры он всегда любил играть роль режиссера. Он любил порисоваться, напустить на себя важность, поражать людей, он говорил низким голосом, как шекспировский актер.
По каждому случаю он выставлял напоказ свою физическую силу. В перерыве между сценами он боксировал или же без конца танцевал со своими артистками, особенно с Мэй Марш . .. Порой он проявлял странную жестокость... он заставил на самом деле нещадно избить Лилиан Гиш в „Сломанных побегах".
Он никогда не пользовался сценарием, ибо заранее репетировал свои фильмы как театральные пьесы. Это
1 Нам удалось снова увидеть его в 1949 г. во Французской синематеке в присутствии Лилиан Гиш.
2 Оба фильма выпущены одновременно в июне 1919 г.
525