приобрела более четкую направленность, соответственно интересам некоторых слоев и групп правящих классов. Сквозь ветошь исторических трафаретов обнаруживается определенная пропагандистская линия. Например, фильмы „Последние дни Помпеи", „Камо грядеши?", „Христос", „Фабиола" служили интересам католических кругов, с которыми в 900-х годах вели борьбу антиклерикалы. А „Кабирия" — вершина итальянского монументального киноискусства,— прикрывшись именем Д'Аннун-цио, воспевала колониальные устремления римских и миланских банков.
„Художественная серия" следовала не только по пути исторического фильма, но подошла и к современным темам. Она стремилась увести кино от „популизма", порожденного литературным натурализмом и требованиями широкой публики; „художественная серия" перенесла действие фильмов в замки и салоны. Датчанка Аста Нильсен, первая выдающаяся актриса, посвятившая себя киноискусству, ввела элегантную публику (в Копенгагене, Берлине, Вене, Петербурге, Лондоне, а вскоре и в Нью-Йорке) в среду, похожую на ту, в какой развивалось действие романов и драм, предназначенных для „избранных". Таким образом, Дания открыла золотоносную жилу, впоследствии разработанную в промышленном масштабе рождающимся Голливудом: мир женщии-вамп и миллиардеров.
С тех пор в роскошных салонах среди драгоценностей и мехов стали разгуливать бесплотные создания. Мы хотим сказать, что им не приходилось заботиться о материальной стороне жизни, толпа слуг освобождала их от будничных дел, они не знали житейских забот и потому могли посвятить себя удовольствиям и сердечным драмам. К тому времени, когда разразилась война 1914 года, кино стало превращаться в фабрику грез, в опиум, перенося элегантную публику, а также — и главным образом — широкие трудящиеся массы в мир роскоши, увлекательный и увлекающий, сознательно уводя от „низших классов", от их труда и от их борьбы.
Вступление кино в „высший свет" было связано с теми надеждами, которые лелеяли некоторые финансовые круги. На заре XIX столетия их теоретики думали о некоем гармоничном союзе великих держав, о соз-
537