что ожидает искусство кино во Франции, хотя начал свою статью с выражения твердой веры: «Французское кино будет жить!» В 1919—1922 годы многие значительные фильмы подкрепили его надежду, и он написал в «Монд нуво»:
«Я по-прежнему не верю в неизбежную победу французского фильма. Но я верю во множество отдельных побед, где победителями будут французы... Во всяком случае, я уверен, что французские киноработники скоро добьются,— ибо дело идет о жизни или смерти,— очищения своих ателье от безмозглых коммерсантов, безнаказанных распутников, грабителей и мародеров, которые переполняют наше кино и его убивают».
В еженедельном журнале «Синэа», основанном Дел-люком в 1921 году*, он дает мало критических разборов, но помещает (без подписи) много объявлений, вроде следующего, представляющего настоящий манифест:
«КИНО — интернациональный язык,
но он должен служить для выражения
и передачи индивидуальности каждого.
Шведы при этом остаются шведами.
Американцы остаются американцами.
Немцы показывают себя немцами.
Мы просим русских кинематографистов быть русскими,
англичан — быть англичанами,
а французов — быть ФРАНЦУЗАМИ». (24 июня
1921 года)
При своем явном интернационализме Деллюк решительно требовал, чтобы киноискусство каждой страны находило национальное выражение. Эта мысль была обобщена в виде лозунга, помещаемого на видном месте многих номеров «Синэа» с 25 марта 1921 года до 1922 года, когда Деллюк перестал руководить этим журналом:
«Пусть французское кино будет французским.
Пусть французское кино будет кинематографом».
Деллюк умел находить для своих лозунгов точные,
* Журнал «Cinea» был создан вместо «Cine-Club» (1920—1921) и просуществовал до ноября 1922 года, после чего был передан Жану Тедеско (см. ниже) и Пьеру Анри. Последний с 1919 года издавал журнал «Cine pour tous». В результате слияния «Cinea» и «Cine pour tous» 15 ноября 1922 года образовался новый журнал, «Cinea-Cine pour tous», выходивший раз в две недели (in: Jeanne R., Ford Ch. Le cinema et la presse. Paris, 1961, p. 79).— Примеч. ред.
59