первом киногороде в стране *. Расундой занимался Магнуссон. «Синэа» в специальном номере, посвященном шведскому кино (от 15 июля 1921 года, № 11), писал:
«На территории киногородка... есть и равнины, и леса, и горы. <...]> Сооружение в совокупности может рассматриваться как, пожалуй, единственное в своем роде в Европе. <С-!>
Съемочных павильонов два. Большой занимает площадку размером 340 на 204 фута. Высота каждого павильона 8 метров. Они построены из железобетона и металла в соответствии с новыми принципами строительства и, конечно же, оборудованы всеми современными техническими новшествами: вращающимися сценами и площадками, вертикальными и горизонтальными штангами для осветительных приборов. В маленьком павильоне расположены помещения для статистов и склад декораций. <С—!>
Лаборатория находится в отдельном четырехэтажном кирпичном здании, построенном по последним американским образцам. В ней можно печатать около 50 тысяч метров пленки в день. <...>
Чертежи и планы киногородка были выполнены архитектором М. Кроном, специально для этого приглашенным «Свенска биографтеатерн».
Первыми фильмами, снятыми в Расунде, были «Возница» и «Эротикой» **. Кроме того, «Свенск» приобрела киностудию Хьеллерупа в Дании.
В 1920 году яркий блеск шведского кино привлек двух датских режиссеров — Беньямина Кристенсена и Карла Теодора Дрейера. Последний снял в Швеции «Вдову пастора» (1920), в то время как Кристенсен на датской студии «Свенска» работал над своим зловещим шедевром «Ведьма» (1921).
Этим «историческим эссе в живых картинках» *** Кристенсен хотел создать настоящий «документальный» фильм о колдовстве, каким его описывали протоколы бесчисленных судов с XV по XVII век. В основных эпизодах Сатана (Беньямин Кристенсен) обманывает мужа с его женой-колдуньей; жена больного (Карин Винтер) обвиняет в колдовстве нищенку (Эмми Шонфельд), которая, попав в лапы инквизиторов, «сознается». Кристенсен
* In: Idestam-Almquist В. (Robin Hood). Nar filmel kom till Sverige — Charles Magnusson och Svencka Rio. Stockholm, 1959. ** См.: Садуль Ж. Всеобщая история кино, т. 3, с. 259—262. *** «Cinea», 1921, N. 11, 15 juill., p. 20.
8* 195