сте с другим основателем МХТ, Владимиром Немировичем-Данченко, и художником по декорациям Симо-вым *. Сведения о Санине дал нам М. Алейников, организатор постановки «Поликушки» на киностудии товарищества «Русь».
Вот что рассказал М. Алейников:
«Я помогал привлечь Санина к работе в кино. С его помощью я хотел создать своеобразный мост, который соединил бы экран с Художественным театром и перенес на киностудию метод Станиславского. Санин поставил в 1918 году фильм «Девьи горы», за которым последовала «Сорока-воровка» по Герцену. После «Поликушки», фильма, ставшего его шедевром, Санин намеревался экранизировать «Войну и мир» Л. Н. Толстого.
В 1920 году Санина пригласили в Милан для постановки в театре «Ла Скала» оперы «Борис Годунов». Он поехал в Италию с советским паспортом, который сохранил до конца жизни. В Италии Санин потерял рассудок и был помещен в психиатрическую больницу, в которой провел многие годы. Выписанный оттуда, он остался в Италии навсегда и умер в 1945 году. В качестве члена товарищества «Русь» Санин был одним из основателей нашего творческого коллектива вместе с И. Москвиным и Н. Эфросом, который до прихода в товарищество «Русь», где он был заведующим литературной частью, занимал ту же должность в Художественном театре».
После отъезда Санина самым заметным режиссером советского кино в те годы был Владимир Гардин (1877— 1965). Он стал актером еще до наступления XX столетия, а после 1904 года завоевал себе у Комиссаржевской (ее театр вместе с Художественным Станиславского был лучшим в России) такое имя, что получил приглашение Ан-дре Антуана приехать в Париж. В Театре Антуана Гардин играл в сезоне 1907/08 года. Позже он проехал по
* В действительности А. Санин (настоящая фамилия — Шенберг; 1869—1956) участвовал в спектаклях Общества искусства и литературы как актер и постановщик массовых сцен; с 1898 по 1901 год — в труппе МХТ, где был актером н сорежиссером К. С. Станиславского по некоторым спектаклям; с 1902 по 1907 год — режиссер, актер и преподаватель сценического искусства в Александрийском театре; с 1907 по 1912 год — в антрепризе С. Дягилева и с этого времени преимущественно постановщик оперных спектаклей. После Октябрьской революции ставил спектакли в Большом и Малом театрах; в 1922 году уехал за границу, где работал в оперных театрах Парижа, Мадрида, Рима, Милана, Нью-йоркл и др. Умер в 1956, а не в 1945 году, как об этом говорится далее.— Примеч. ред.
9* 227