смотрителя есть красивая дочь (В. Малиновская), он прикидывается больным. Он ухаживает за ней и увозит ее. Старый отец (И. Москвин), потеряв надежду вернуть дочь, отправляется на поиски ее в Санкт-Петербург. Возлюбленный девушки окружил ее богатством. Старика прогоняют из роскошного особняка, в котором жизнь дочери напоминает жизнь пленницы, и он умирает в полном одиночестве.
Москвин создает образ доброжелательного и доверчивого старика, сначала счастливого даже в бедности, потом — сломанного несчастьем, ставшего на роскошном празднестве посмешищем аристократов. Это была отличная характерная роль, близкая к тем, которые тогда же играл в Германии Эмиль Яннингс. В ней нашли свое отражение лучшие традиции Художественного театра, хотя, стремясь к простоте, Москвин не обошелся и без некоторого нажима.
Первая часть (в деревне) —лучшая в фильме. Декорации- в их созвучии с заснеженными пейзажами просты и достоверны. Желябужский (он же и оператор вместе с Е. Алексеевым) удачно, с подлинным лиризмом показывает картины русской природы. Прекрасен также эпизод, где станционный смотритель, ставший чем-то вроде бездомного бродяги, отправляется в путь. В эпизодах в Санкт-Петербурге замечательные декорации Симова и Степанова свидетельствуют о технических успехах, дос-стигнутых в 1925 году на советских киностудиях.
И все же этот фильм воспринимается как завершение эпохи старого русского кино, как развитие тенденций, содержащихся в «Поликушке» и в фильмах 1912—1917 годов — он не превосходит их, не открывает новых путей *.
Если уроки Станиславского и были использованы в кино, то их проводником следует считать скорее Пудовкина, чем произведения, сделанные старательно, но без кинематографического дара.
Производство фильмов в Москве получило новый импульс после возвращения Я. Протазанова. В 1919 году
* В описываемый период кроме перечисленных фильмов Ю. Желябужский (1888—1955) снял «В вихре революции» (1922, опер.). «Морозно» (1924), «Дина Дза-Дзу» (1926), «Кто ты такой?» (1927), «Победа женщины» (1927), «Приключения Болвашки» (1927, мульт.), «Каток» (1927, мульт.), «В город входить нельзя» (1928), «Человек родился» (1928).— Примеч. ред.
233