Вячеслав Висковский (1881—1933) появился на киностудиях Ленинграда в 1924 году. В годы царизма он снял три десятка посредственных фильмов. Некоторое время был в эмиграции в Голливуде, где, впрочем, совершенствовался профессионально. После «Красных партизан» (1924), состоявших из цепочки эпизодов и снятых в стиле американских сериалов, Висковскому поручили постановку юбилейного фильма к двадцатилетию революции 1905 года — «Девятое января» («Черное воскресенье»). В тот день мирная демонстрация, организованная провокатором попом Гапоном, была жестоко разогнана войсками Николая II, в итоге было убито и ранено две тысячи человек.
Несомненно, что «массовые представления», организуемые в Петрограде начиная с 1920 года, помогли Висковскому снять последнюю часть своего фильма за одни сутки. Она получилась отличной и содержит незабываемый план: наездом сверху вниз мы видим сотню демонстрантов— черными силуэтами на белом снегу; сначала они продвигаются вперед, затем отступают под ударами атакующих казаков; кадры уличных боев перемежаются планами Николая II, играющего на бильярде,— параллельный монтаж, предложенный Гриффитом, здесь использован с поразительной силой. В остальном картина оказалась довольно посредственной, как и «Минарет смерти», весьма мрачный кинороман-фельетон, павильонные эпизоды которого сняты Висковским в Ленинграде, а натурные — в Средней Азии. Единственная заслуга этого фильма в том, что он стал первой игровой постановкой в районе Бухары.
После 1921 года производство фильмов начало развиваться и в некоторых Советских республиках, в частности в Грузии и на Украине.
Украина особенно пострадала в 1918—1920 годах (как и позже — в 1941 —1945 годах). Чувствительный ущерб нанесла гражданская война, последовавшая за оккупацией немцами и предшествовавшая страшному голоду. Были разрушены железные дороги, заводы, а шахты Донбасса, например, начали возвращаться в строй
музыкальные комедии «Музыкальная история» (1940), «Антон Иванович сердится» (1941), «Укротительница тигров» (1955), фильм-опера «Евгений Онегин» (авт. сцен., 1958).— Примеч. ред.
247