Гардин обратился к украинским темам в 1924 году в фильме «Остап Бандура», где он показал борьбу крестьян-бедняков против помещиков во времена царизма и довольно удачно снял типично украинские пейзажи во всем их природном очаровании.
Несмотря на -притеснения, которым царизм подвергал украинский народ, национальная кинематография обладала давними традициями: согласно Г. Журову*, первые киносъемки были сделаны в Харькове в 1896 году фотографом Федецким. До революции в иные годы создавалось более двадцати фильмов.
После того как Украина стала советской республикой, первые фильмы, завершенные на киностудии ВУФКУ, были не столько национальными, сколько космополитическими. Украинский характер художественных фильмов отчетливее проявился в 1924—1925 годах, в основном благодаря Петру Чардынину, в прошлом актеру, позднее, в канун революции,— весьма плодовитому режиссеру. Мы уже говорили**, что он сначала примкнул к революции, потом эмигрировал, но позже возвратился в Советский Союз. На некоторое время он поселился на Украине и дебютировал фильмом «Кандидат в президенты» (1923), сатирической комедией о западных нравах ***. Позднее он переключился на украинскую тематику, сняв в 1925 году фильм «Укразия», действие которого происходит в Крыму в годы гражданской войны. Но настоящий расцвет украинского киноискусства произошел после 1925 года — благодаря А. Довженко.
Есть своего рода парадокс в том, что подлинный успех советскому кино принес фильм «Красные дьяволята», действие которого происходит на Украине в годы гражданской войны, но который снимался в Грузии.
Грузинское кино также начало развиваться еще в дооктябрьский период. Грузинская культура чрезвычайно древняя, а национальные традиции весьма жизнеспособны. Уже в 1912 году появился первый документальный полнометражный фильм (1200 метров), снятый оператором Василием Амашукели и запечатлевший путешествие по деревням выдающегося грузинского поэта Акакия Це-
* См.: Журов Г. 3 минулого юно на УкраУш. КиТв, 1959. !* См.: Садуль Ж. Всеобщая история кино, т. 3, с. 430. *** Фильм (основное его название «Не пойман — не вор») поставлен по повести итальянского писателя У. Нотари «Три вора», по которой три года спустя Я. Протазанов снял известный фильм «Процесс о трех миллионах».— Примеч. ред.
249