была создана только в 1923 году. В следующем году она приступила к выпуску хроникальных фильмов, а в 1925 году мы сумели начать подготовку к созданию первого художественного фильма из жизни армянского народа — «Намус» («Честь»).
Наши первые шаги были трудными. На долю создателей этого произведения — директора «Арменкино» Дзнуни и меня как режиссера — выпала задача вспахать настоящую целину, не имея при этом ни технической базы, ни квалифицированных работников» *.
В основу фильма «Намус» положен роман А. Ширванзаде, уже экранизированный режиссером Перестиани в 1918 году **. События, о которых рассказано в фильме, происходили около 1830 года. Сейран, жених Сусанны, нарушил обычай, строго запрещавший ему увидеть свою будущую жену, и потерял ее. Девушка вышла замуж за богатого торговца Рустама. Стремясь отомстить Рустаму, Сейран сказал, что Сюзанна была его возлюбленной. Ревнивый муж убивает ее, а Сейран, отчаявшись, кончает жизнь самоубийством.
По словам Н. Лебедева, «этот сюжет дал возможность Бек-Назарову нарисовать яркую сатирическую картину быта и нравов дореволюционной Армении. В отличие от романа Ширванзаде режиссер переносит акцент с мелодраматической фабулы (месть за поруганную честь и связанные с этим личные трагедии героев) на социальную характеристику отсталых морально-бытовых отношений, душащих все живое, превращающих людей в рабов отживших свой век адатов. <[...> В «Намусе» Бек-Назаров еще не свободен от традиционного представления о специфической кинематографичности... Наряду с впечатляющими своей правдивостью подлинно реалистическими сценами (например, свадьбы) в картине немало грубых, натуралистически подчеркнутых деталей, «театральщины», мелодраматизма. Но в сравнении с ранними грузинскими и азербайджанскими «восточными» лентами «Намус» был ощутимым движением вперед к овладению реалистическим методом изображения жизни кавказских народов» ***.
* Кино в СССР. М, 1936 (изд. на- франц. яз. под названием «Le Cinema en URSS»).
** Возможно, имеется в виду фильм «Клятвой спаянные» («Под гнетом клятвы»), поставленный Перестиани в 1918 году по сходному сюжету.— Примеч. ред.
*' Лебедев Н. Очерки истории кино СССР. М., «Искусство», 1965, с. 515—516.
254