ЧАСТЬ I. «Люди и черви».
Экспозиция действия. Обстановка на борту броненосца. Червивое мясо. Брожение среди матросов.
ЧАСТЬ II. «Драма на тендре».
«Все наверх!» Отказ матросов есть червивый суп. Сцена с брезентом. «Братья!» Отказ стрелять. Восстание. Расправа с офицерами.
ЧАСТЬ III. «Мертвый взывает».
Туманы. Труп Вакулинчука в Одесском порту. Плач над трупом. Митинг. Подъем красного флага.
ЧАСТЬ IV. «Одесская лестница».
Братание берега с броненосцем. Ялики с провизией. Расстрел на Одесской лестнице.
ЧАСТЬ V. «Встреча с эскадрой».
Ночь ожидания. Встреча с эскадрой. Машины. «Братья!» Отказ эскадры стрелять» *.
«Чтобы еделать фильм о броненосце, нужен прежде всего броненосец»,— писал Эйзенштейн. «Князь Потемкин Таврический» (таково полное название броненосца) после списания был уничтожен. Но один из ассистентов, Алексей Крюков, отыскал его «младшего брата». Это был броненосец «Двенадцать Апостолов». Полностью проржавевший, этот корабль был- превращен в склад подводных мин, которым за отсутствием времени не смогли ни подыскать другого места, ни вывести это старое корыто в открытое море. Таким образом, сцены восстания на «Потемкине» были сняты на Одесском рейде, при этом крейсер развернули кормой в сторону открытого моря. Пришлось также восстановить часть его надстроек с помощью металлических конструкций и листов фанеры, окрашенной под цвет корпуса корабля. Сцены, происходившие во внутренних помещениях «Потемкина», и эпизод с червивым мясом снимались на борту крейсера «Коминтерн». По словам Эйзенштейна, «почти все участники фильма безвестны и безыменны, не считая Вакулинчука — актера Антонова, Гиляровского — режиссера Григория Александрова, Голикова — покойного режиссера Барского да боцмана Левченко, чей свисток так помогал нам в работе» **.
Возможно, Эйзенштейн пригласил на роль старой учительницы в пенсне в эпизоде расстрела на лестнице актрису Театра Пролеткульта Н. Полтавцеву, а на роль
* Эйзенштейн С. Избр. статьи, с. 244. ** Эйзенштейн С. Избр. произв., т. 1, с. 133—134.
13 № 82 353