«1. СР. (1.15) На Одесской лестнице народ
[весело] приветствует [броненосец. Солнце. Приподнятое настроение].
2. СР. (1.46) В яликах [под парусами] люди.
3. СР. (2.76) Передают поросенка.
4. СР. (2.16) [Деревянная] клетка с живностью.
5. СР. (0.31) Мужчина передает гуся.
6. СР. (1.28) Мужчина обнимает моряков.
7. СР. (1.10) [Мужчина] проносит корзину с
яйцами.
8. СР. (1.01) Женщина [мать Эйзенштейна] пе-
редает [матросам] поросенка.
9. ОБЩ. (1.24) Народ на лестнице.
10. СР. (0.41) Народ на лестнице приветствует.
11. КР. (0.47) Старуха [с пенсне (Полтавцева)]
и девочка, [которой она показывает, улыбаясь, броненосец].
12. КР. (1.24) Дама смотрит в лорнет.
13. СР. (1.03) Руки раскрывают зонтик.
14. КР. (0.48) Женщина с зонтиком машет рукой.
вавыми и потому вырезанных немецкой цензурой. Это можно проверить, обратившись к сборнику под названием «Сопоставление лучших фильмов всех времен» (Confrontation des meilleurs films des tous les temps. Bruxelles, 1958, p. 122—131). Было бы легко восстановить эти планы, сконтратипировав их с сохранившихся позитивных копий. Но не исключена и возможность того, что кое-кто счел тогда иные куски фильма слишком «натуралистичными» и предпочел поэтому не выпускать в прокат копии в оригинальном виде.
От редакторов французского издания. В 1969 году в Москве, в издательстве «Искусство» был выпущен альбом, посвященный фильму «Броненосец «Потемкин» и содержащий множество документов: деловую переписку, корреспонденции, варианты сценария, неопубликованные записи Эйзенштейна, статьи, появившиеся в зарубежной печати Монтажная запись фильма, иллюстрированная фотограммами, сделана составителем альбома Наумом Клейманом. В ней немало значительных отступлений от монтажной записи, опубликованной в упоминаемом здесь издании 1949 года, хотя все купюры, отмеченные Садулем, так и остались.
В 1973 году фильм «Броненосец «Потемкин» появился наконец в первоначальной редакции, восстановленной и озвученной в США той музыкой Эдмунда Майзеля, которую композитор написал в сотрудничестве с Эйзенштейном к премьере картины в Берлине в 1926 году. Однако эта копия еще сильнее отличается от первоначально «озвученной» копии, причем не только в восстановленных эпизодах, но и по самому монтажному построению фильма.
[В 1976 году на «Мосфильме» было завершено восстановление фильма в его первоначальном виде. В него были заново включены отсутствовавшие кадры (исходя из полного состава немой копии, хранящейся в Нью-Йорке). Эта новая версия фильма озвучена музыкой Д. Д. Шостаковича.— Примеч. ред.]
372