юзники являются ответственными в качестве виновников всех потерь и ущерба, причиненных Союзным и присоединившимся державам и их гражданам в результате войны, навязанной им агрессией Германии и ее союзников».
Вопросу о репарациях суждено было занять главенствующее место в иностранной политике Веймарской республики. Этот диктат возбудил негодование в Германии и привел к возрождению национализма и милитаризма.
«Генерал фон дем Борн пишет: «... у нас нет больше доверия к правительству, которое нанесло такое оскорбление армии и народу». Но никто, видимо, не думал о той ответственности, которая за это поражение возлагается именно на армию.
Мысль о государственном военном перевороте обретала все новых сторонников среди тех самых генералов, которые угрожали отказом выполнять любые задания правительства, подписывающего «постыдный диктат».
Одновременно в Германии получает широкое распространение легенда об ударе ножом в спину («die Dolch-stosslegende»). Армия, говорят нам, не была побеждена на поле боя. Она была предана с тыла» *.
Война была причиной перестройки кино, производства, перешедшего в руки германской тяжелой промышленности. И кино не осталось в стороне от этой националистической пропаганды. Так, например, 4 августа 1922 года журнал «Синэа» опубликовал следующее:
«Берлинская фирма «Дойлиг» подготавливает... к выпуску большой фильм в пяти частях, посвященный Версальскому мирному договору. Говорят, что этот фильм станет своего рода протестом против политических, военных, экономических и финансовых последствий Версальского мира».
Основанная Гугенбергом в 1916 году, фирма «Дойлиг» ставила перед собой единственную задачу — создание пропагандистских фильмов в области немецкой культуры, экономики и торговли. Она выпускала также кинохронику. В фильм о несчастьях, которые несет в себе Версальский договор для Германии, вмонтировалась, по свидетельству М.Лапьера, графическая мультипликация; метраж его составлял 1500 метров, и его широко прока-
* Badia G. Histoire de l'Allemagne contemporaine (1917—1933). Paris, 1962.
390