было принять невиданные размеры в 1922—1923 годах. Основным продуктом питания в эти послевоенные годы был картофель, как это показал Гриффит в своем фильме «Разве жизнь не прекрасна?», съемки которого происходили в 1924 году в районе Берлина.
Развитие немецкого кино тем не менее началось тотчас по окончании военных действий. В Германии, где веял ветер поражения, были выстроены киностудии с замечательным техническим оснащением, не имевшие себе равных в Европе. Количество кинотеатров возросло с 2836 в 1918 году до 3076 в 1920 году и 3731—в 1921 году. В том же году во Франции насчитывалось 2400 кинотеатров, в Италии — 2200, в Англии — 3000, в Австрии— 800, в России — 3500 кинотеатров. Таким образом, в Европе насчитывалось 18 393 кинотеатра, а в США — 18 000. Информация о состоянии кинопромышленности Германии вышла за пределы ее границ.
Проведя в Германии несколько дней, Луи Деллюк писал («Синэа», 24 июня 1921 года):
«Большинство немецких фильмов, демонстрирующихся в Германии, истинно немецкие.
Я хотел бы, чтобы о большинстве французских фильмов, идущих во Франции, можно было сказать: какие же они французские!
Имя Лотты Нойман значится в афишах, расклеенных на всех углах. Идет фильм «Бедняжка Tea» («Arme Thea»).
Идет и «Группа белых аистов» («Klapperstorchver-band») *. Демонстрируются десятки gemtitlich** фильмов с Лоттой Нойман в главных ролях. За Рейном она занимает то же положение, что Мэри Пикфорд — по ту сторону Атлантики. Ее обожают.
Думаю, мы бы ее никогда не стали обожать.
Идут очаровательные рекламные фильмы. Они столь же глупы, как и в других странах, но сделаны настолько тщательно, искусно, ловко, что нет никакой возможности их не смотреть.
Это касается и пропагандистских картин.
Когда пропагандистские службы рейха начинают какую-то кампанию, они не считают нужным прикалывать этикетку с надписью «Немецкая пропаганда».
Это ясно и так.
**
Оба фильма поставил в 1919 году Карл Фрёйлих. Уютный, приятный (нем.).— Примеч. пер,
393