Глава XLVI1I ОТКРЫТИЯ НЕМЕЦКОГО КИНО*
Направлению, породившему Любича**, противостоял экспрессионизм, течение более оригинальное и в большей степени национальное.
Тем не менее не следует все шедевры немецкого кино 20-х годов'метить клеймом экспрессионизма — не называем же мы импрессионистской всю французскую живопись периода 1870—1900 годов. Кросс, Сера или Сезанн не более «импрессионисты», чем Любич, Ланг и Мурнау — истинные «экспрессионисты».
Во введении к книге «Немецкое реалистическое кино» (Лион, 1965) Ф. Бюаша, Р. Борда и Ф. Куртада, анализирующих около тридцати фильмов, утверждается:
«Легковесность историков (по крайней мере французских), отсутствие у них интереса ко всему, что выходит за пределы проторенных троп... а возможно, и подсознательное желание избежать политики — все это замкнуло немецкое кино в жесткую убогую схему, [которая] свелась к двум тенденциям: экспрессионизму — ему приписывают львиную долю заслуг — и Каммершпилю».
С самого начала работы над историей немецкого кино мы с Лоттой Эйснер решительно восстали против подобного схематизма. На протяжении 20-х годов такие крупные мастера, как Ланг, Мурнау, Карл Майер, не укладывались в рамки какой-то школы, а направлений в те годы существовало немало: «постановочные фильмы», возникшие из театра Макса Рейнхардта (Любич, Буховецкий и т. д.), Каммершпиль (Лупу Пик), экспрессионизм («Калигари» и т. д.), «новая объективность» (Пабст), куда в те времена (и ошибочно) причисляли Бертольта Брехта, «документалисты», которых в наши
* Изложение сюжетов фильмов в этой главе сверено по кн.: Крокауэр 3. Психологическая история немецкого кино. М., «Искусство», 1977.— Примеч. ред.
** То есть историческим фильмам с пышными декорациями и костюмами.— Примеч. ред,
427