Назад

Страница 0043

Вперед

вдохновения, которое мы чувствуем у тружеников других видов искусства. Никому в голову не приходит мысль пожертвовать хоть грошом, хоть секундой своего времени ради малейшего прогресса кино...

<...> Кино — искусство без художников. Людей, принесших себя в жертву делу кино, можно перечесть по пальцам... Увы, мы видим не артистов, а бизнесменов в погоне за всемогущим долларом. И более других следует осуждать Сесиля Б. де Милля, Гриффита, Рэкса Ингрэ-ма, балованных детей успеха, которые обладают способностями, возможностями и средствами для создания хороших фильмов, но частенько выпускают посредственные ленты, вроде «Сироток бури», «Пленника Зенды» и «Убийства» *, потому что на них можно заработать.

Можно простить прочих мелких режиссеров, которые время от времени со страстью пытаются создать какой-нибудь «программный фильм», если результаты не соответствуют их усилиям. Но люди, о которых мы только что * упомянули, должны стыдиться самих себя — они даже не стараются быть художниками, а выступают в роли обычных коммерсантов, вроде уличных торговцев рыбой. Вина лежит и на великих кинозвездах... Становится стыдно за кинематограф, когда видишь, что те, кто з^аботал целые состояния в киноиндустрии, отказываются потратить или потерять малую толику денег на что-ш$удь стоящее...

<С0> Режиссер — балованное дитя и любимчик мира кино, но обычно его репутация состоит из 80 процентов Флефа и 20 процентов истинных качеств. <—]> Для подобного постановщика вся режиссура сводится к простому произношению слов. Судите сами. Автор сочиняет историю, продюсер ее покупает, сценарист пишет сценарий, то есть разрабатывает действие в деталях, художник рисует декорации, оператор занимается съемкой и освещением с помощью главного осветителя.

<С-0> Остается спросить: «А что же делает режиссер?» Режиссер? Он садится в свое режиссерскее кресло, когда все готово, и руководит. Чаще всего он ничего не смыслит ни в освещении, ни в красоте декораций, не знает, что такое угол съемки или специальный эффект.

«Сиротки бури» (за рубежом, в том числе в СССР — «Две си*

ротки», 1922) — фильм Д.-У. Гриффита; «Пленник Зенды» (во Фраи-

тУодТ* ман КОРОЛЯ»> 1921)—фильм Р. Ингрэма; «Убийство»

г?<Г ' —фильм С. де Милля, известный во Франции под названием

«Обвинение» («Le Requisitoire»).

43

Назад Страница 0043 Вперед