ера фильма, но прокатчики оставили его из рекламных СсСражений» *.
Одной из причин увольнения Штрогейма было то» что 1Онивэрсл» собиралась ставить новый супербоевик «П>рбУн собора Парижской богоматери» по роману «Собор Парижской богоматери» Виктора Гюго. Фильм, где играл Лон Чани, был поставлен без разрешения наследников французского писателя, и сценарий изобиловал рольными отходами от оригинала. Французские режиссеры Голливуда Морис Турнер, Ганье и Шотар, к которым обращались Тальберг или Леммле, отказались от постановки, и ее поручили специалисту по вестернам Уоллесу Уорсли, который годом раньше снял Лона Чани р «Сделке вслепую» («A Blind Bargain»). Производство фильма стоило громадных денег, в частности, студия построила фасад собора Парижской богоматери почти в натуральную величину и целый квартал средневекового Парижа.
Этот день 1922 года, когда в разгар съемок Тальберг выкинул за дверь Эриха фон Штрогейма, Реие Клер назвал «началом новой эры». Говорили, Тальберг разозлился, поскольку режиссер слишком долго возился со сценой спасения часового. Он передал работу постановщику серийных фильмов Руперту Джулиану, имевшему в своем активе коммерческий успех фильма «Кайзер — берлинский хищник» (1917), сделанного для «Вайта-Граф». Хотя Карл Леммле не приказывал увольнять Штрогейма, он утвердил распоряжение Тальберга и никогда не жалел о его уходе. Робер Флоре как-то столкнулся с киномагнатом на трансатлантическом лайнере «Аквитания» в 1923 году и сказал ему, что сожалеет о том, что фильм завершен не Штрогеймом, а посредственным режиссером Рупертом Джулианом.
«Услышав мои слова, Карл Леммле буквально выпрыгнул из кресла и глянул на меня поверх очков. Он скорчил гримасу и заявил категорическим тоном не тер-пящего возражений человека:
— «Карусель» — лучший фильм «Юнивэрсл» со времени основания фирмы. Все считают его великолепным. ы разве не читаете газет? Этот фильм нельзя критикован^ ничего не можем сказать о содержании титров. Они не со-*>ался пСЬ в сУи*ествУюи*их копиях «Карусели». Штрогейм не соби-РУкой „елать «хэппн энд» —его герой картины, с ампутированной г • "Роходил мимо героини, не заметив ее,
J89