делал первые шаги в эпоху короткометражных лент, к инерция мышления удерживала его на этом пути, хотя им на смену постепенно приходили полнометражные фильмы.
И не потому, что кинопрограммы были так перегружены, что не позволяли комедиям найти место в афишах. Прокатчики отказывались платить большие деньги за «закуски». Актеры не могли требовать больших гонораров, и лучшие актеры — как старожилы, так и новички,— естественно, стремились играть в более длинных картинах»*.
По правде говоря, Мак Сеннетт в какой-то мере предугадал эту тенденцию развития, поскольку еще в 1914 году выпустил «Прерванный роман Тилли» с Мэри Дрес-слер и Чаплиной, а затем, в 1916 году — «Микки» •(«Mickey») с Мэйбл Норман. Первый фильм обошелся ему в 200 тысяч, а второй —в 125 тысяч долларов. Весьма большие деньги для того времени. Но на второй фильм покупателей долго ие находилось. И лишь после подписания контракта с Голдуином и приобретения известности актрисой фильм с Мэйбл Норман смог выйти в прокат в 1918/19 году. В этот момент фильм имел невероятный успех, собрав, по словам Мака Сеннетта, 16 миллионов чистой выручки тодько в США **.
Неожиданный успех этого фильма побудил Сеннетта приступить к съемкам новых полнометражных фильмов с Мэйбл Норман, которую Голдуин переуступил ему. Но следует отметить, что вначале Сеннетт предложил сценарий «Молли О» Мэри Пикфорд, не думая, что сможет использовать Мэйбл Норман. Речь шла не о комической, а о комедии. Картина вышла в ноябре 1921 года, В ней были костюмные сцены, поставленные на широкую ногу (режиссер Ф. Ричард Джонс, с участием Мэйбл Норман, Джека Мэлхолла, Джорджа Николса). А в начале 1923 года на экраны вышел фильм «Сюзанна», о котором Мак Сеннетт писал:
т «Историческая пьеса, действие которой происходит в Южной Калифорнии примерно в 1835 году, в эпоху францисканских миссий, иезуитов, знатных испанцев и индей-чев. Мэйбл Норман в качестве звезды снималась в коми-еских эпизодах, но вместо бурлеска мы ввели романти-
♦* Zukor A-, Kramer D Op clt., p. 165.
мепли .i\B автобиографии М. Сеннетта, записанной с его слов Кэ* 1»оном Шиппом (in; King of Comedy. London, 1955, p. 222).
241