&йях. И побеждает, поскольку его не останавливают условности, мешающие тем, кто знает об их существовании. Это — триумф невинности» *.
У Гаролда Ллойда нет ни той твердости, ни той ори-гйнальности, что у Чаплина. Но интерес к этому сухому, упрямому типу не ослабевает, несмотря на его немного злобную настойчивость; этот якобы наивный человек зсегда добивается своего, поскольку уверен, что все перед ним в долгу. Выхваченный из толпы, в очках и соломенной шляпе, он столь же безлик и типичен, как муравей, выхваченный наудачу в любом небоскребе-муравейнике.
В 1926 году Роуч сформировал пару Лаурел и Харди. Один из его основных режиссеров с 1923 года, Лео Мак-Кэри, объединил двух комиков — Стэна Лаурела (род. в 1890) и толстяка Оливера Харди (род. в 1892):
«Лаурел работал у меня гэгменом, а Бейб — Харди был простым статистом.
В то время статисты являлись на студию каждое утро и осведомлялись о работе. Я не забуду того дня, когда мне в голову пришла мысль снять их в одном фильме. Я позвал Харди и сказал, что у меня есть проект, исполнение которого принесет ему десять долларов в день при шестидневной рабочей неделе. Он воскликнул: «О! Какая чудесная новость... шестьдесят долларов в неделю! Никак не могу в это поверить!» Я продолжал: «Более того, если фильмы окажутся хорошими, эту сумму будешь получать каждую неделю». Лаурел получал сто долларов. Представьте себе, за сто шестьдесят долларов в неделю у меня иоявилась одна из лучших (а на мой взгляд, самая лучшая) комическая «команда». <С--!> Конечно, вскоре оклад им пришлось увеличить!» **
Первый фильм Лаурела и Харди назывался «Надеть штаны на Филиппа» («Putting Pants on Philip»). Его снял Клайд Бракмэн в 1926 году под контролем Мак-Кэри. Но Хэл Роуч решился иа прокат этой двухчасте-вой ленты только после успеха их второго фильма, «Бит-Ra века» (режиссер Клайд Бракмэн, сценарий Хэлла Роу-чз» 1927), прославившегося битвой кремовыми тортами. Джеймс Эйджи писал: «Весь двухчастевый фильм Мак-*\эри посвятил бросанию тортов Лаурелом и Харди.
в **л ^3 статьи» подписанной Жоржем Омером и опубликованной Л Г0Лак- Цит- п?: «Presence du cinema». 1962. sept./oct, N 15/16. *Cahier$ <*u cinema», 1965, fevr., N ШЗ (из интервью с Л. Мак-
247