Назад

Страница 0269

Вперед

^ и Клайн), где «...Китон, един во множестве лиц, дирижирует оркестром, распиливает контрабас, смазыва* ет тромбон, поднимает занавес перед восемью Китонами а зрители на балконах (пожилые супруги, малыш, одеты й в матроску, и т. д. — у всех лицо Китона) разворачивают программу и удивляются, что он захватил львиную долю участия в шоу» *.

«Шерлок-младший» — самый короткий из полнометражных фильмов Китона (пять частей). Китон исполняет роль киномеханика в кинотеатре маленького городка. Ои мечтает покорить сердце дочери своего хозяина и стать великим детективом,

«Он засыпает, как только на экране начинается фильм. Его мечтательное «я» покидает спящее тело и смотрит из кинобудки на экран. Героиня и негодяй из «Сердец и жемчужин» стоят спиной к нему. Когда они поворачиваются лицом к зрителю, он узнает в них свою любимую девушку и соперника. Раздраженный их присутствием, Китон в сновидении обходит зал в поисках парочки, перебирается через оркестр и пытается проникнуть сквозь экран в фильм «Сердца и жемчужины». <С~0> Китон-киномехаиик проникает на экран. Но сцена меняется, его попытки тщетны, все его усилия напрасны, для него нет места в «Сердцах и жемчужинах»**.

В этот момент начинается продолжительная сцена трансформации декораций, и все усилия Китона добраться до своей девушки успеха не имеют ***. Наконец ему удается стать персонажем фильма — Шерлоком-млад-шим, величайшим детективом мира.

«Камера надвигается на экран, и экран «Сердец и жемчужин» становится нашим экраном. Фильм подготовлен к приему нового персонажа — Китона-детектива».

Китон разгадывает тайну фильма и, проснувшись, мирится с любимой девушкой, «следуя любовной стратегии, использованной персонажами картины».

«Навигатор» был снят в 1924 году Китоном и Донал-Аом Криспом, который дебютировал актером у Д-У. Гриффита (в роли насильника в фильме «Сломанные побеги»). В этой картине Китон ведет борьбу с

- „wv.rt Л Л. Retrospective Buster Keaton.—In: «Cahiers du cinema^ 1962, avr., N 130.

Эта трансформация декораций и выражает мысль режиссе-глубокой пропасти между экранной романтикой и жизненной "'-—Примеч. ред.

253

Назад Страница 0269 Вперед