В 1926 году в Париже я встретился... с основателем знаменитой американской фирмы «Истмэн-Кодак», ко. торая первой в мире начала выпуск фото- и магнитных пленок. <...> Он сделал предложение, которое я передал на рассмотрение Административному совету... Оно предполагало создание фирмы, работающей на Европу ц колонии. При нашем согласии передать контрольный пакет [акций] производства чистой пленки Истмэну мы получаем 49 процентов прибыли новой фирмы, которая будет называться «Кодак — Пате».
Административный совет единогласно одобрил основу этого предложения. Совет решил, и я придерживался того же мнения, что такой выбор продиктован интересами наших акционеров. Было бы крайне неразумно враждовать с мощной фирмой, годовой товарооборот которой в течение двадцати лет составлял 20 миллионов долларов, то есть 100 миллионов золотых франков. Решение вопроса также упрощалось потому, что кроме денег мы получали значительные преимущества».
Создание «Кодак — Пате» принесло «Пате-синема» 134 миллиона франков. Как отмечает Бёхлин, во Франции не наблюдалось сколько-нибудь значительной концентрации капитала, так что рынок оказался зависимым от американского импорта. В последние годы немого кино, напротив, появляется целый ряд новых кинофирм: «Про-дюксьон Жак Аик», «Стюдьо реюни» (первая попытка Бернара Натана), «Фильм историк», «Франко-фильм»...*
Политика, проводимая Пате и Гомоном, привела к значительному уменьшению кинопродукции во Франции. В конце периода немого кино количество французских фильмов по сравнению с импортом американских и немецких составляло:
Год |
1924 |
1925 |
1926 |
1927 |
1928 |
1929 |
Всего |
Французские фильмы Импорт американских фильмов Импорт немецких фильмов |
68 577 20 |
73 444 29 |
55 368 33 |
74 313 91 |
94 313 122 |
52 211 130 |
416 2226 425 |
• In: Fescourt H. La Foi et les montagnes. Paris, 1959, p. 363.
286