Назад

Страница 0333

Вперед

использован легкий электромотор, а гироскоп заменен автоматической системой. Аппарат можно крепить на передней оси автомобиля, на багажнике. <...>

Благодаря «Камерэклер» оператор не теряет снимае-мый объект, следуя за ним с заранее установленной скоростью, и все движения, мимика героя фиксируются плавно, без толчков.

Так, в фильме «Головокружение» казак выпускает свору догов в тенистый парк в разгар бури. Для передачи тревожного настроения эпизода надо было заснять сцену без купюр, чтобы видеть все движения собак, чтобы искать вместе с ними и «слышать» их рычание среди стонущих от порывов ветра ветвей. Благодаря новому аппарату мне стало значительно легче снимать этот эпизод».

Провал «Бесчеловечной», по-видимому, побудил Л'Эрбье после «Покойного Матиаса Паскаля» вернуться к коммерческим фильмам и подчеркнуть в них приверженность модернизму и виртуозное мастерство. Среди этих лент — «Головокружение» (1925, по Шарлю Мере), которую, как считал режиссер, «многие назовут очень спокойным фильмом». Он добавлял: «Меня недавно обвинили в том, что я разочаровываю зрителей. По правде говоря, я не хочу быть узником какой-либо тенденции, будь она авангардистской или ретроградной. Я делаю кино, чтобы делать кино, вот и все» *. В то время эта картина, «которая не выдерживала сравнения с предыдущими работами» (Катлен), получила отличную критику. После «Дьявола в сердце» по роману «По обету» Люси Делярю-Мардрюс, снятого на панхроматической пленке, у Л'Эрбье появилось много замыслов, не осуществленных из-за отказа продюсеров; «Любовь мира» по Рамю, «Портрет Дориана Грея» по Оскару Уайлду (Л'Эрбье купил права на экранизацию), «Узник, который пел» по роману Джоан Боджер. В 1928 году ему удалось получить круглую сумму для съемок фильма «Деньги» по роману Золя. Роскошное совместное франко-немецкое производство переносило действие романа в современные условия. За это Л'Эрбье был сурово раскритикован Андре Антуаном, руководителем Свободного театра, который считал, что роман Золя неотделим от биржи 1860—1880 годов, то есть от эпохи Мане, Огюста Ренуара и Дега:

., * Bourdel M. Y a-t-il un art d'avant-garde? Ce qu'en pense Marcel А НегЫег.— «Cine-Miroir», 1926, N 104, 15 aoOt.

301

Назад Страница 0333 Вперед