, . Источником, вдохновлявшим, первые авангардистские фильмы, был дадаизм. Эта литературная школа, это бурное нигилистское направление, возникшее в Цюрихе в 1916 году, было создано молодым румынским поэтом Тристаном Царой. В 1915—1917 годах известный художник Викинг Эггелинг начал серию своих «пластических контрапунктов», которые он рисовал на бумажных рулонах длиной несколько метров,— «Вертикально-гар1изон-тальная масса» (1919); «Диагональная симфония» (1920). Вот свидетельство немецкого художника Ганса Рихтера:
«В то же время нам казалось, что формы (линии) способны выполнять какую-то функцию и двигаться. Эггелинг внимательно изучал принцип расширения (удлинения, вытягивания, распространения) и движения вокруг диагональной оси, служащей контрапуякт-ем. Я больше интересовался принципом кристаллизации.
Постепенно формы перестали быть для нас- престо средством эстетического выражения; они наполнились жизнью и точным значением. Чтобы понять значение абстрактных форм и проникнуться им, мы обращались к китайским иероглифам. Они нас интересовали в первую очередь своей двойственностью:
1. Графической формой (которая позволяет увидеть образ-иероглиф) и
2. Философским содержанием, вытекающим из комбинации этих графических форм.
Несомненно, мы были на пути к достижению цели,.которая предусматривала признание смысла, интеллектуального содержания чистой формы.
Но однажды Эггелинг «открыл» новую художественную форму, адекватную нашим экспериментам.
Долгое время мы экспериментировали с вариациями на тему на 30—40 отдельных листах. Эггелинг предложил последовательно следить за их трансформациями и развитием, используя для этого рулон бумаги («кинематическая живопись»).
1 Благодаря этому методу в 1919 году у нас уже было четыре рулона: два черно-белых Эггелинга и два моих, построенных по принципу «оркестровки линии»; немного позже я сделал свой третий рулон, на этот раз в цвете.
В этих рулонах мы стремились построить различные .фазы трансформации, как если бы речь шла о музыкальных фразах симфонии или фуги, таким образом, чтобы 'Целый рулой мог восприниматься как развитие музы-
305