Трюки, которые смешили в студии, становятся жалкими во время просмотра готового материала. С другой сторо, ны, мелочи которым не придавалось никакого значения вылезают на первый план и меняют смысл действия. Од' ним словом, не знаешь, куда идешь. Перед тобой неизвестность, и в этом — самое увлекательное. Сейчас я за* нимаюсь комедийными фильмами, потому что комическое действо во главе с Чаплином мне кажется единственны^ жанром, естественным для кино».
Ошибка Клера в этом фильме заключалась, вероятно, в том, что декоративное оформление было весьма примитивным: какой-то дворец иллюзий — стилизация му. зея Гревена. Исчезла поэтичность, к которой так настойчиво стремился Клер. Фильму не хватало запала, и он прозвучал погребальным колоколом эфемерному дада-истскому кинематографу, на смену которому пришел сюрреализм.
Затем Клер поставил «Добычу ветра», мелодраму — жанр, несвойственный его таланту. Изобретательная постановка авиационной катастрофы, сцена сна, эпизод «от первого лица», передвижения камеры, создающие эффект присутствия, не спасли весьма посредственный сценарий. Этот фильм означал, как можно было полагать, вступление авангарда на путь коммерческого кино, путь, который оказался роковым для некоторых друзей Дел-люка.
Достигнув своего апогея в фильме «Антракт», дада-истское кино исчезло во Франции. В Германии под воздействием теории Ван Даесберга, Моголи-Надя и Монд-риана оно превратилось в «абстрактное», или «чистое», кино. Эта тенденция не прижилась во Франции. Французский авангард пытался несколько растерянно нащупать дальнейшие пути. Граф Этьен де Бомон, аристократ и меценат, вздумал конкурировать со шведскими балетами своими «парижскими вечерами». С этой целью он заказал фильм «Отражение света и скорости» (другое название — «О чем мечтают молодые фильмы») Анри Шометту, младшему и менее талантливому брату Рене Клера.
Появившись в качестве статиста на студии «Филыя д'ар» в 1922 году, он снялся в нескольких сценах «Роже-Стыд». Баронселли заметил его и сделал своим ассистентом в картинах «Полночные куранты» и «Неизвестная»' Позже, в Вене, он принимал участие в создании фильма «Дорога гигантов» Будрио.
314