рянят читателями, может быть, он и вернулся бы к меч-е своей молодости и занялся бы литературой. Т Дадаизм и ортодоксальный сюрреализм не охваты-аЛй всех тенденций французского авангарда. Находясь за пределами школы, начинающие режиссеры внесли в него личную оценку событий. Жан Гремийон, дебютиро-8авший вместе с оператором Пернналем документальными фильмами на промышленные темы и полуреклам-ными роликами (1923—1924), выбрал из ннх лучшие от* рывки и смонтировал фильм «Механическая фотогения», показанный в «Старой голубятне» в программе Жана Те-деско как иллюстрация к лекции Пьера Ампа. Мы уже писали о том» что Клод Отан-Лара снял гипергонаром фильм «Раскладка костра». Другим его вкладом в искусство авангарда стал короткометражный фильм «Прв-исшествня» (студия «Сннеграфик» Марселя Л'Эрбье), представлявший собой попытку объективного рассказа. После «Раскладки костра» Отан-Лара переживал сложное время. Франсуа Мазлин, общавшийся с режиссером, когда тот заканчивал монтаж фильма, так описывает их встречу («Синэа-Синэ пур туе», 15 мая 1928 года):
«Я не знаю, станет ли Клод Отан-Лара когда-нибудь великим режиссером... Но я знаю, что Клод Отан-Лара— художник страстный и искренний, а это именно те качества, без которых немыслим любой творческий процесс.
Я знаю также, что его вскоре ранят бесчестные комбинации торговцев из храма и он уедет, конечно же в Советскую Россию, где будет располагать всеми возможностями для свободного творчества и для защиты дела великого искусства.
«Современное состояние кино,— сказал он,— достойно жалости».
Европейское кнно умерло. <• .> Из всех фильмов, производимых в Европе, наши вызывают наименьшее чувство стыда благодаря отдельным индивидуальным проявлениям, которые поддерживают французский кинематограф на более высоком уровне».
Отан-Лара получил предложение от «МГМ» и уехал на несколько лет в Голливуд, где после появления звукового кнно снимал французские версии некоторых американских фильмов.
Отаи-Лара родился в 1903 году н с ранних лет начал Работать в кнно декоратором у Л'Эрбье и Жана Ренуа-Ра. Фильм последнего «Дочь воды» (1924) стал объек-т°м жарких дебатов—можно ли считать его авангарди-
t4 * *ц 321