зывающие художницу в лесу, одетую в меховое маито собачьей масти, близки к настоящей карикатуре».
В продолжение изысканий, начатых в «Трельяже», «Падение дома Эшеров» было отмечено новшеством, к которому Эпштейн вернулся в своем последнем фильме— «Хозяин ветров» («Le Tempestaire», 1947)*. Речь идет об «интенсификации актерской игры замедленной съемкой». Он так описывал этот метод в «Куррье сине-матографик» (апрель 1928 года):
«Среди различных любопытных технических особенностей в моем фильме будет и съемка «рапидом». <...>
Игра актера перед обычной камерой должна отличаться особым стилем, который принято называть кинематографическим. <С—^> Этот стиль отличается от стиля театрального действия и даже от естественного действия в реальной жизни.
Но в сценах, снимаемых «рапидом», актер освобождается от всяческих пут. Он может отдаться спонтанности движения, своему внутреннему убеждению, неистовству момента, не выходя лишь за рамки схемы снимаемого эпизода...»
Сценарий Эпштейна соединил две сказки Эдгара По—«Падение дома Эшеров» и «Овальный портрет». В скорее романтических, чем экспрессионистских декорациях Эпштейн, используя все накопленные годами средства, старался восстановить атмосферу декаданса и загнивания, переданную Эдгаром По: «Кинематографический эквивалент произведений Дебюсси,— пишет Ланг-луа.— Абсолютное владение монтажом, ритмом и замедленной съемкой, двойной экспозицией, трэвеллингом, подвижной камерой играет колоссальную роль. Освещение декораций меняет их очертания и окрашивает их тайной. Актеры сливаются с ним».
Фильм, мнение о котором со временем улучшилось, был воспринят как образчик чрезмерной виртуозности. Самые тонкие открытия немого кино доводились в нем До совершенства, но эстетика, иа которую сылался Эпштейн, устарела уже в 1925 году. Субъективизм и экс-"рессионизм уступили место абстракции, дадаизму, а затем сюрреализму. Эпштейн первым осознал, какие опасности таит в себе формализм:
* «Хозяин ветровэ — короткометражный фнльм. Последняя картина Эпштейна (тоже короткометражная), «Морские огни> («Les •eux de la men»), снята в 1948 году.— Примеч. ред.
333