экономическая и политическая система, которая сегодНя правит нами, не допускает иных решений: в таком слу, чае система больше не отвечает требованиям нашей эпо* хи и должна быть изменена...» *
Премьера «Певца джаза» состоялась в «Обер-палас» 26 января 1929 года. Фильм продержался на экране д0 конца года и принес владельцам зала в два раза боль-ший доход, чем выручка за весь предыдущий год. В этот же период на показ звуковых фильмов начали переходить залы на Бульварах, в Англии снимались первые французские «talkies» (звуковые фильмы) **. Хозе Жер-мен в январе 1930 года, подводя итоги и намечая пер-спективы, писал в журнале «Синемонд»: «52 фильма в 1929 году... Для Франции это начало заката. Франция производила в малые сроки маленькие фильмы для маленьких предприятий. Разобщенность и колебания — вот что нас тогда характеризовало. Но появляются новые люди, которые объединяют разрозненные элементы. Два треста, основанные иа двух различных принципах, привлекают отныне наше внимание: «Пате — Натан — Синэ-роман» и «Гомон — Франко-фильм — Обер». Оии могут все на рынке, который в будущем станет центром кинематографического мира. Германия готовится к триумфу— давайте следовать как можно скорее ее примеру...»
Французское кинопроизводство только казалось раздробленным. В действительности же крупные фирмы, объединившиеся тогда в два картеля для использования новых возможностей, открывавшихся после появления звукового кинематографа, контролировали все немое кино. Именно эти переродившиеся фирмы, эти склеротические монополии, эти живые трупы были главной причиной упадка французского кино. Их прошлым определяется их будущее.
* Это отрывок из статьи, написанной Рейс Клером для газеты «Ле тан» и называвшейся «Что-то подгнило в кинокоролевстве». Статья не была опубликована по цензурным соображениям. ЦитмрУ* ется по лекции Леона Муссииака (1933) «Состояние мирового кино», которая стала первой главой кинги «Неблагодарный возраст кино» (цнт. по кн.: Муссинак Л. Избранное, с. 196).
•♦ По терминологии Р. Клёра — «говорящие».— Примеч. ред.