людей, стремящихся не только разгадать политически^ секреты, но и извлечь из них максимальную пользу»
С этим фильмом Фриц Ланг как бы возвращается к эпохе детективов, которыми было отмечено начало его карьеры, с той лишь разницей, что теперь, как в «Докторе Мабузе», автор стремится запечатлеть «картину ца, шего времени». В начале своей критической статьи Гер. берт Иеринг отмечал *:
«Фриц Ланг приблизился к Джо Маю. Он отказался от помпезной монументальности и стилизации «Нибелуп-гов» и «Метрополиса» и вернулся к «Доктору Мабузе». Он создал фильм захватывающий и сенсационный.
Есть несколько поистине необыкновенных кадров: проход поезда через туннель; шпионы отцепляют последний вагон, чтобы обезвредить номера 326 (Вилли Фриш), агента спецслужбы; железнодорожная катастрофа в туннеле; погоня по городу за налетчиками. На сей раз, в отличие от многих фильмов Ланга, налицо отменная режиссура...»
Далее Йеринг, говоря о фильмах Ланга, выказывал некоторую сдержанность, разделенную, впрочем, большинством немецких критиков: «Невероятно ловкое кино, высочайшее техническое мастерство, целая армия первоклассных актеров, хороший фильм, даже исключительный в подробностях, но в то же время это как Сы «Гибель богов» в исполнении джазового оркестра. Отчего же не джазовая тема?»
А вот что говорит Зигфрид Кракауэр («От Калигари до Гитлера»):
«...как в «Докторе Мабузе», этот новый фильм пе наделял моральным превосходством представителей закона. Шпионаж и контрразведка показаны на одном и том же уровне — просто две банды дрались друг с другом в мире хаоса. Однако есть у этого фильма и существенное отличие: если доктор Мабузе воплощал в себе тирана, который извлекает выгоду из окружавшего его хаоса, то шпион погряз в своих темных делах во имя одной-единственной цели — шпионажа **. Герой был новым вариантом Мабузе, занятым бессмысленной деятельностью. Выводя этого героя на первый план, фильм
* Статья от 23 марта 1928 года (in: Jhering H. Von Reinbardt bis Brecht. Berlin (R.D.A.), 1959, vol. 2, S. 548.
** Неточно: Хайги (Рудольф Кляйн-Porre) — владелец банка и,, так же как и Мабузе, стремится к власти через шпионаж и деньги.
360