Назад

Страница 0497

Вперед

нню, на киноязык «коллажей» русских футуристов, близких к аналогичным произведениям французских и немец* ких дадаистов *.

Так, кадры, высмеивающие лозунг Корнилова «Во имя бога и родины!», без воспроизводящих, а затем режущих его на части титров во многом проиграли бы. Я очень опасался, что эти титры окажутся вырезаны из копии фильма, показанной в Париже. К счастью, этого не произошло.

Вертовское влияние выражается также в намеренном использовании предметов и их оживлении при помощи кинотрюков. Под воздействием «Киноправды» показ устройства пушки или прибытия велочастей (на экране аидны только колеса и педали) перед последним штурмом Зимнего дворца выглядит как маршеобразный танец механизмов. А «балет чайных стаканов» в гостиной Зимнего дворца, где сидят в осаде министры Временного правительства, напоминает танец зажигалок из какого-нибудь рекламного фильма Этьена Райка**. Лозунг «Пролетарий, учись владеть ружьем!» иллюстрируется мультиплицированными кадрами сборки ружья, показанного в разрезе.

Кроме «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса ни один фильм не может сравниться с «Октябрем» по богатству кинематографических находок. Здесь в каждом кадре Ярко вспыхивает гений двадцатидевятилетнего режиссе* ра, который вместе со своими помощниками Александров вым и Штраухом получил в распоряжение всю бывшую царскую столицу — ее жителей, ее дворцы, все художест: венные ценности, накопленные царями, чтобы посредством всего этого осуществить безудержный, а иногда й безумный полет лирической фантазии.

В 1928 году Эйзенштейн вернулся к съемкам «Гене* ральной линии», но уже на иной реальной основе.

«Александров. «Генеральная линия» по замыслу должна была начать серию фильмов о революции и о направлении политики большевиков. Эйзенштейи работал над несколькими темами, прежде чем остановился на теме первых попыток коллективизации в деревне в 1926 году.

Лташева. К сожалению, работа над этим фильмом была почти на год прервана съемками «Октября» и дли-

• Сближение, представляющееся произвольным и неточны* по отношению к фильмам Дзнги Вертова.— Примеч. ред.

Эти строки писались в 1966 году,— Примеч. ред. франц.

**

18 № 2U                                        44$

Назад Страница 0497 Вперед