пьет с сыном чай из самого натурального чайника... <^..
Однако картина все больше и больше начинает звучать неотразимой прелестью. Прелестью своеобразной манеры мыслить. Удивительным сплетением реального с глубоко национальным поэтическим вымыслом. Остросовременного и вместе с тем мифологического. Юмористического и патетического. Чего-то гоголевского.
<\..^> в воздухе стояло: между нами новый человек кино.
Мастер своего лица. Мастер своего жанра. Мастер своей индивидуальности.
И вместе с тем мастер наш, свой.
Кровно связанный с лучшими традициями наших советских работ. Мастер, не идущий побрататься к западным. <../>
Мы стояли рядом с Пудовкиным.
Нам выпала замечательная задача. В ответ на устремленные на нас глаза аудитории сформулировать то, что, однако, чувствовали все, не решаясь высказать из-за необычности явления.
Высказать то, что перед нами замечательная картина и еще более замечательный человек. И первыми поздравить его» *.
Позже, лучше узнав друг друга, они сравнивали себя с великими живописцами прошлого.
«И как на карнавалах надевают маски, опьяненные удивительным искусством, в котором они работают, три молодых режиссера разыгрывают между собой личины великанов прошлого.
Мне выпадает Леонардо. Довженко — Микеландже-ло. И, яростно размахивая руками, Пудовкин претендует иа Рафаэля»**.
С фильмом «Звеннгора» родился новый режиссер, признанный равным «грандами» искусства кино.
«Арсенал» (1929) обладает, однако, большим единством, чем «Звенигора». По сценарию, написанному, как и для всех других его фильмов, самим Довженко, действие происходит на Украине, оккупированной немецкими войсками.
«1914 год. Война. Тощая лошадь на бесплодной земле— символ нищеты. Ужасы войны. Революционные братания и мятежи. Возвращение домой на поезде, сходя-
* Эйзенштейн С. Избр. произв., т. 5, с. 439—440. *♦ Там же, с. 441.
456