ки, впервые попавшей в город и познавшей классовую солидарность*.
Шедевром Барнета стал звуковой фильм «Окраина» (1933). Себя самого режиссер характеризует так:
«Я не теоретик и никогда им не был. Я всегда искал материал в гуще каждодневной жизни. <...>
За редким исключением, все мои фильмы были более или менее посвящены проблемам современной жизни. Когда я мог, я всегда выбирал современные темы. Согласитесь, что не всегда легко разрабатывать такие сюжеты.
В этой связи мне хочется назвать в качестве аналога моего любимого японского художника (Хокусая.— Ред.). Он так разделял свою жизнь и творчество: от двадцати до сорока лет он писал натюрморты и пейзажи; от сорока до шестидесяти — птиц; от шестидесяти до восьмидесяти— гусей, уток, кур, различных домашних животных. И только на пороге своего столетия он решился писать людей.
Мне тоже хотелось показать человеческие характеры в условиях современной жизни. Я ие мог, да и не хотел ждать так же долго, чтобы начать эту работу. Но я сам себя спрашиваю, смогу ли я прожить еще достаточно, чтобы по-настоящему написать образ человека».
Сергею Юткевичу после Фэксовских экспериментов пришлось без подготовки взяться за съемки короткометражного фильма «Даешь радио!» (1925) по заказу Сев-запкино**. А настоящую кинематографическую школу он прошел позже, работая ассистентом и декоратором у А. Роома на фильмах «Предатель» и «Третья Мещанская».
«Другим моим крестным отцом в кино,— пишет он,— оказался [вместе с А. Роомом] старый производственник (ныне, к сожалению, покойный) А. В. Данашевский. Когда-то в молодости эмигрировавший от преследований царского правительства в Америку, он (и не помышлявший о киноискусстве) был втянут в него знаменитым Д. Гриффитом. Вернувшись после революции на родину, этот седовласый энтузиаст принялся строить советскую кинематографию. Я застал его на посту заведующего производством Первой фабрики Госкино, и, когда я
* Последним иемым фильмом Барнета был «Ледолом» < 1931) — лирический рассказ о борьбе беднейшего крестьянства и коммунистов с кулаками.
♦* Фильм снят совместно С. Грюнбергом н С. Юткевичем по нх же сценарию.— Примеч. ред.
467