щий о подвигах одной немецкой воинской частя на фронтах Африки, Франции и России. Но в ноябре 1943 года гитлеровская цензура (Filmprufstelle) запретила показывать на экранах эту воинственную киноэпопею. Фильм оказался несвоевременным «в связи с развитием событий военных действий»1, то есть в результате поражений, которые потерпели немцы в Африке и России.
Ганс Штейнгоф, возведенный в ранг «великих» нацистских режиссеров за свой фильм «Юный гитлеровец Квекс» (Hitlerjunge Quex), в дальнейшем ставит исторический пропагандистский фильм «Старый и молодой король» (1934), драму из крестьянской жизни «Коршун Валли» (Die Geier Wally, 1940), фильм из жизни ученых «Роберт Кох» (1939), в котором Кох изображен шумливым и ограниченным человеком, претенциозный фильм из жизни художников «Рембрандт» (1942) и откровенно пропагандистскую картину «Дядюшка Крюгер» (1941),
1 Военные кампании «третьего райха» давали УФА материал для различных постановок. Кампании в Югославии посвящен фильм Ф. Буша «Люди в бурю» (Menschen in Sturm), кампании в Норвегии — «Дозорный отряд Хальгартена» (Spahtrupp Hallgarten) Фредерсдорфа. О подводной войне рассказывается в фильме «Подводная лодка идет на запад» (U-Boote westwarts), об аншлюсе — в фильме «Зарницы сверкают вокруг Барбары» (Wetterleuchten um Barbara); «Эскадрилья Лютцов» (Kampfgeschweder Ltitzow) Ганса Бертрана и «Враг» (Feinde) русского белоэмигранта Туржанского были откликом на польскую кампанию. В двух последних показывались «зверства поляков» по отношению к немцам, населявшим районы, граничившие с Германией. Во «Враге», в частности, поляки изображались как жестокие террористы. Пропагандой такого рода фильм оправдывал истребление поляков.
Характерно, что ни один из художественных фильмов этого периода не был посвящен войне в России. Съемки «5 июня», в котором Фриц Кирхов показывал прорыв пресловутой «Линии Вейгана» и вступление солдат вермахта в Париж, были прерваны Геббельсом в то время, когда он пытался провести среди французов вербовку добровольцев на борьбу с большевиками. Несколько позже жестокие бомбардировки немецких городов стали темой двух фильмов. Действие одного из них — «Семейство Дегенхардт» (Die Degenhardts) — В. Клинглера происходит в разрушенном Любеке. Другой — «Жизнь продолжается» (постановщик В. Либенэйнер) — остался незаконченным из-за того, что студии УФА были заняты частями Советской Армии.
42