понятие моральной ответственности1. Французский народ ждет теперь фильмов, в которых он увидит свое истинное лицо, фильмов, достойных его культурного наследия и отмеченных печатью «нового порядка». *
Первый фильм фирмы «Континенталь», отмеченный печатью «нового порядка», назывался почти символически : «Хозяин — слуга». Это был посредственный водевиль, в котором рассказывалось, как слуга заполучил у хозяина кругленькую сумму, обыграв его в бридж.
Среди продукции, созданной в ту пору на студиях «Континентали», были такие фильмы, как «Анетта и белокурая дама», «Спокойствие!», «Капризы», «Клуб вздыхателей» и прочий хлам. Это было время, когда Гитлер обещал своим войскам превратить Париж в «Луна-парк» Европы, а Геббельс рассчитывал, что наши студии станут поставлять для этого «Луна-парка» банальные комедии, копирующие в большей или меньшей степени голливудские образцы2.
Наше киноискусство представлялось доктору Дид-риху в виде водевилей с переодеванием и картинок из жизни ночных кабачков.
Лозунгом «европейского кино» (которое являлось просто-напрасто одной из форм коллаборационизма) освящалось именно такое «искусство».
«Когда каждая страна, — заявлял доктор Дидрих, — ясно определит свои потребности и свои возможности, политика сотрудничества между различными европейскими странами принесет свои плоды. Только тогда можно будет говорить применительно к каждой отдельной стране о европейской душе».
1 Тезис, постоянно отстаивавшийся Бардешем, который в 1953 г., так же как и в 1943 г., писал по поводу фильмов «День начинается» (Jour se leve) и «Набережная туманов»:
«Талант Марселя Карне всегда был нежизнеспособным, а в эти годы (1935 — 1939) он утратил и присущее ему благородство, ибо впитал в себя еврействующую эстетику, которая стала вызывать протест даже у самых терпимых...» («Histoire 2 «Очень показательно, что именно люди «Континентали» были наиболее рьяными поклонниками Голливуда и его системы», — пишет Роже Режан в своей книге «Французское кино» о тех, кто старался в 1941 г. навязать нашим студиям в качестве образца американскую комедию. 64