Дух сопротивления, охвативший широкие круги французского кино, не замедлил сказаться в' фильмах, хотя они подвергались тройной цензуре.
Первую визу — на сценарий — давала Filmprufstelle, расположившаяся с лета 1940 года на Елисейских полях. Без нее нельзя было получить разрешения на съемки фильма. По окончании съемок нужно было получить в Militarbefehlshaber im Frankreich разрешение на демонстрацию фильма.
В южной зоне Франции тоже требовалась тройная виза: перед запуском в производство, для сдачи в эксплуатацию, для вывоза за пределы страны. В декрете, подписанном в декабре 1941 года (по которому реорганизовывалась система управления кинематографией), Дарлан без тени улыбки предписывал цензорам (которыми некоторое время руководил писатель Поль Моран) «защищать национальные традиции»1.
Убедившись, что рассчитывать на французское кино в «деле защиты Европы»2 не приходится, гитлеровцы попытались в 1942 году раздобыть на наших студиях «добровольную» рабочую силу.
1 Виши почти не пришлось давать виз на вывоз фильмов в Германию. С 1939 по 1944 г. там демонстрировался только один французский фильм — «Первое свидание» (производство «Континентали»). Его премьера состоялась в «Паласт ам Цоо» в присутствии французских актеров, приглашенных в Германию (они посетили Берлин и Мюнхен).
В этой группе были Альбер Прежан, Рене Дари, Даниэль Даррье, Вивиан Романс, Жюни Астор и Сюзи Делер. Газета «Фильм» писала по этому поводу : «Доктор Геббельс лично принимал наших соотечественников . . . После ужина министр Большого райха сел за фортепьяно, чтобы аккомпанировать Марине Рокк».
2 Кино сыграло очень скромную роль в этом крестовом походе Запада, В Париже на выставке «Большевизм против Европы» его превосходительство господин де Бринон лично представлял фильм Жана Мореля и Жака Шаванна, названием которому послужила крылатая фраза Петена: «Французы ! У нас короткая память». Де Бринон сказал тогда: «Этот фильм — замечательный документ, в котором показывается деятельность коммунистов начиная с 1917 г., забастовки во Франции, трагические картины войны в Испании и демонстрации красных с поднятыми кулаками в 1936 г. Обвинительный акт против коммунизма. Фильм заканчивается волнующим призывом ко всем французам объединиться вокруг маршала».
5» 67