Назад

Страница 0084

Вперед

когда строилась Эйфелева башня. Богатая вдова (Маргарита Морено), озлобленный инвалид офицер, наглый красавец управляющий (Роже Пиго), вспыльчивая, страстная гувернантка (Мадлен Робинсон), наконец, молодая наследница семьи, образец интриганки, коварная и развращенная (Одетта Жуайо), были главными участниками интриги, развернувшейся на почве соперничества молодой наследницы и ее гувернантки, боровшихся за любовь управляющего. Социальная критика буржуазии 1880-х годов (которую идеологи Виши изображали как носительницу семейных добродетелей), яростная, беспощадная, едко-сатирическая, напоминающая лучшие страницы Мопассана, пронизывала весь фильм.

В фильме «Кроткая» устарелый жанр, в рамки которого хотели заключить могучий талант Отан-Лара, перерос границы обычного психологического романа и послужил целям глубокой социальной критики. «Кроткая» был бы лучшим из всех фильмов, созданных во время оккупации, если бы его не испортил примиренческий (внешне) конец, в котором вдова выступает в роли поборницы справедливости и осуждает вся и всех во имя сохранения существующего порядка.

В это же время Луи Дакен страстно искал суровую правду жизни в «Первом в связке» (Premier de Cord ее) и потерпел неудачу из-за сценария, где все внимание было сосредоточено на «мистической» стороне альпинизма1, а Гремийон создал два своих лучших фильма военного периода —«Летний свет» (Lumiere d'Ete) и «Небо принадлежит вам» (Le Ciel est a vous). Как и Отан-Лара, Гремийон вышел из Авангарда, и 1930—1940-е годы также были для него трудными. Однако и в тот период им было создано три фильма: «Лицо любви» (Gueulle d'Amour), «Странный господин Виктор» (L'Etrange Monsieur Victor) и «Буксировщики»2(Remorques); при этом каждый последующий был удачнее предыдущего.

1 Дакен не был повинен и в том, что два других его фильма — «Дама и смерть» (Madame et la Mort) и «Путешественник де ля Туссен» (Le Voyageur de la Toussaint) — были очень неровными, так как для их постановки он имел в своем распоряжении более чем ограниченные средства.

2 Этот фильм мы рассмотрим в предыдущем томе вместе с другими картинами, поставленными Гремийоном перед войной.

80

Назад Страница 0084 Вперед