стания (оно началось 19 августа) в резиденции КОИС на Елисейских полях. В этом же здании на втором этаже находилась штаб-квартира «Европейского сообщества», деятельность которого проходила под знаком экономического и культурного европейского сотрудничества1. На протяжении еще двух или трех дней члены «Освободительного комитета сталкивались на лестнице с немецкими офицерами и их «европейскими» друзьями, которые некоторое время спустя вместе спасались бегством. Освободительный комитет учредил новый руководящий орган — Генеральную дирекцию кино, в состав которой вошли участники движения Сопротивления.
Фильм «Освобождение Парижа» (La Liberation de Paris), который вскоре шел с триумфом на всех экранах мира, был венцом деятельности Освободительного комитета. Один из его организаторов, Свобода, рассказывает нам историю создания фильма, ставшего классиче-ским2произведением документального военного жанра2:
«19 августа 1944 года, в день восстания, группа кинематографистов занимает здание франко-германской фирмы «Франс-актюалите»3. Без финансовых и технических средств, только благодаря доброй воле людей снимается фильм. Операторы приносят свои камеры. Но запас пленки, накопленный в подполье, быстро истощается. Одна из копировальных фабрик возобновляет свою работу, не имея угля, питая свои агрегаты теми малы-
нение народных комитетов промышленных предприятий, Служащие-патриоты, Движение бывших военнопленных и перемещенных лиц, Коммунисты-кинематографисты. Все они входили в Национальный комитет движения Сопротивления и были между собой в контакте задолго до освобождения.
1 «Экономическое и культурное европейское сотрудничество» понимается здесь в аспекте геббельсовской пропаганды. — Прим» ред.
2 Статья опубликована 23 октября 1944 г. в «Официальном бюллетене Освободительного комитета французских кинематографистов ».
3 Она была создана Геббельсом и Виши на следующих началах : 40 процентов акций принадлежало «Дейче Вохен-шау», 60 — фирмам «Эклер», «Патэ» й «Гомон». Таким образом, «Франс-актюалите» (ее директором был небезызвестный политикан Анри Клер, позже приговоренный к каторжным работам) сосредоточила в своих руках монополию на киножурналы.
96