ный срок. Впоследствии этот «неопределенный срок» ограничивали обычно двумя годами. Отстранение от работы санкционировалось по предложению Комитета префектом департамента Сены.
Вскоре после освобождения было арестовано несколько актеров, часто появлявшихся «на публике» в обществе гитлеровцев. Некоторых других арестовали за более серьезные грехи. Редко кто из них пробыл в заключении несколько недель. В июне 1945 года еженедельник «Самди суар», заполняющий свои страницы скандальной хроникой, вышел с сенсационным заголовком : «Почти все кинозвезды, внесенные в черный список, оказались незапятнанными». Это сообщение соответствовало (в виде исключения !) действительности. Не были «реабилитированы» только такие коллаборационисты, как Роже Дюшен, которого высшие следственные органы подозревали в принадлежности к французскому гестапо, или Ле Виган, еще за три недели до освобождения работавший в качестве диктора на радио Зигмарингена. Случаи, когда кинематографистов прямо обвиняли в коллаборационизме, были вообще редки, и меры наказания применялись к ним очень мягкие1.
1 Самую суровую меру наказания — три года тюрьмы — получил в ноябре 1945 г. некий Мюзар. Он признался, что получил от Филиппа Анрио субсидию в миллион франков для съемок короткометражного фильма «Труженики Франции в Германии», пропагандировавшего деятельность STO. Тот же Мюзар был продюсером фильма «Растлители» (на котором мы останавливались выше), призывавшего к убийству евреев, и почти всех короткометражных пронемецких фильмов, вышедших на экраны во время оккупации.
М. Бардеш заканчивает описание (недобросовестное) процесса чистки («Histoire du Cinema», 1948, p. 497—498) следующими словами : «Никто не был расстрелян .. . Просто нужно было освободить места. Если Ребатте-Винней и был приговорен к смертной казни (потом помилован и освобожден), то отнюдь не за какую-либо свою деятельность на ниве кинематографии, а потому, что нужны были свободные места. . .» Нужно ли напоминать, что Гремийона, лучше всех отразившего в своих фильмах дух движения Сопротивления, после 1945 г. на целых пять лет «удалили» из студии, так же как Брессона и других крупнейших кинематографистов торговцы фильмами на долгие годы «отстранили от работы» не по статье закона, но фактически.
100