новой войны. Эти крупнейшие события нашей эпохи были представлены такими, какими их видели герои фильма — мелкие буржуа, славненькие, уютные и вполне благонамеренные.
«Жизнерадостное привидение» было веселой, занимательной комедией, где режиссер Д. Лин и оператор Р. Ним остроумно используют «Текниколор», чтобы показать перипетии пьесы Коуарда. Этот удачный, слегка в голливудском стиле фильм ничем еще, однако, не напоминал прелестную и тонкую «Короткую встречу».
Очень прочное содружество возникло в годы войны между англичанином Майклом Пауэллом и венгром Эме-риком Прессбургером. До войны Пауэлл снимал коммерческие фильмы для американских фирм, обосновавшихся в Лондоне. Он обратил на себя внимание большим фильмом «На краю света» (The Edge of the World, 1937), созданном в документальном стиле. В фильме, несколько академичном, чувствовалось влияние знаменитого «Человека из Арана» Флаэрти.
Приняв участие в постановке таких спорных фильмов, как «Багдадский вор», «У льва есть крылья», «Шпион в черном» (1940, с Конрадом Вейдтом), Пауэлл присоединился к Прессбургеру и основал под эгидой Рэнка фирму «Арчерс филм», которая вскоре стала располагать значительными капиталами. Их первой работой была «49-я параллель», фильм о войне, в котором явственно чувствовалось влияние школы документалистов. Нацистские шпионы, высадившись с подводной лодки на крайнем севере Атлантического побережья Американского континента и совершив ряд диверсий в Канаде, пытаются перейти 49-ю параллель, границу с Соединенными Штатами, державшими в то время нейтралитет. В фильме были заняты блестящие актеры : Лесли Хоуард — в роли английского интеллигента, Лоуренс Оливье — в роли канадского охотника. Страстное разоблачение фашизма, лишенное голливудского упрощенчества, послужило стержнем этому фильму, который мог распасться на ряд отдельных новелл.
В фильме «Один из наших самолетов не вернулся» (One of our Aircraft is Missing, 1942) Пауэлл и Прессбур-гер рассказали историю английских летчиков, которые
124