Фильм послужил началом тесному сотрудничеству в области кино между Римом и Мадридом, которое продолжалось до падения фашизма. В «Осаде Алькасара» декорации были довольно реалистичными, но считать предтечей реализма этот напыщенный профашистский фильм можно было, только разве выбрав произвольно несколько изолированных кадров. Дженина продолжил эту воинственную серию фильмом «Бенгази» (Bengasi, 1942), рассказывавшем о победах итальянских войск в Ливии в тот самый момент, когда фашистские войска потерпели там сокрушительное поражение.
Кармине Галлоне, несмотря на провал своего «Сципиона Африканского» (Scipione ГАЫсапо, 1937), продолжал получать от фашистского правительства внушительные суммы для постановки больших фильмов1. Он поставил антисоветский фильм «Огонь на Востоке» (Fiamme in Oriente), для съемок которого выезжал в Румынию. Эпизод взятия гитлеровцами русского порта снимался на студии «Чинечитта». Он был преподнесен в виде мелодраматической истории, где сцены спектакля «Тоска» идут вперебивку с кадрами горящего города.
Новая фигура в кино Гоффредо Алессандрини был третьим «крупнейшим» кинорежиссером при фашистском режиме2. Он воспевает итальянских солдат, окруженных английскими войсками в крепости Джарабуб во время ливийской кампании («Giarabub, 1942»), ставит мрачную мелодраму «Мы — живые» (Noi vivi, 1942), фильм «Прощай, Кира» (Addio Kira, 1942), в котором снимались Алида Валли и Фоско Джакетти.
Последний из этих двух (кинороман в духе Жоржа Онэ3) был резко антисоветского толка. Консул освобожденной Италии собирался в конце 1945 года пока-
1 В частности, на постановку таких костюмных мелодрам, как «Королева Наваррская» (1941) и «Две сироты» по Деннери (1942).
2 В 1937 г. он был «ассистентом по техническим вопросам» Витторио Муссолини в фильме «Лучано Серра — пилот» (Luciano Serra pilota).
3Жорж Онэ — французский писатель XIX в. Наиболее известное его произведение — «Роман бедного молодого человека». — Прим. ред,
139