2 октября 1941 года Гитлер заявил : «Наконец создались условия для того, чтобы нанести решающий удар, который должен привести перед наступлением зимы к уничтожению врага». Битва за Москву началась. Участились воздушные налеты. С 12 августа начал функционировать кинотеатр в подземных залах нового метро на станции «Площадь Свердлова». В октябре было введено осадное положение. Чтобы овладеть столицей, фюрер бросил 50 отборных дивизий. XXIV годовщина Октябрьской революции была тем не менее отмечена в Москве военным парадом на Красной площади, волнующие моменты которого запечатлела кинохроника.
Все студии столицы были эвакуированы, но кинематографисты, оставшиеся в Москве, в ноябре организовали выпуск специального журнала кинохроники «На защиту родной Москвы». Этим еженедельником руководил документалист Л. Варламов.
Так день за днем была снята грандиозная битва, в ходе которой гитлеровские войска оказались в 20 километрах от Красной площади. 18 декабря фюрер, став во главе немецких вооруженных сил, признал в официальном коммюнике, что его войска «приступили к
выпуск 2 октября 1941 г. № 6. «Пир в Жирмунке» (реж. В. Пудовкин), «Фильм-песня о боевой славе Красной Армии» (исп. Н. Крючков), выпуск 24 ноября 1941 г. № 7. «Ровно в семь» (реж. А. Гендельштейн и А. Роу), «Приемщик катастроф» (реж. Р. Перельштейн и Л. Альцев),«Эликсир бодрости» (реж. С. Юткевич), «Настоящий патриот» (реж. К. Минц), «Самый храбрый» (реж. К. Минц), «Белая ворона» (реж. С. Юткевич); выпуск 5 декабря 1941 г. № 8. «Ночь над Белградом» (реж. Л. Луков), «Три танкиста» (реж. Н. Садкович) ; сборник поставлен в Ташкенте; выпуск 7 февраля 1942 г. № 9. «Квартал № 14» (реж. И. Савченко), «Синие скалы» (реж. В. Браун), «Маяк» (реж. М. Донской) ; сборник поставлен в Ашхабаде. По поводу военного киносборника № 2 «Правда» писала 11 августа 1941 г. : «В коротких киноновеллах, вошедших в этот сборник, мужественно и сурово рассказано о самом главном, чем живет и дышит страна : о ненависти к врагу, о народной ярости, о великом гневе, с которым миллионы людей готовы бороться с лютым фашизмом, с неистовой, звериной гитле-рией... Материалом для киноновелл служат многочисленные факты зверств фашистов в захваченных ими городах и селах. . . .Киносборник N° 2, выпущенный «Ленфильмом», очень хорош. Он встретил горячий отклик у зрителей и на фронте и в тылу».
182