Уссури и Хинганского хребта за несколько дней до того, как микадо дал приказ прекратить огонь ради «спасения цивилизации» (17 августа). Полностью Маньчжурия была освобождена за 48 часов до подписания капитуляции. Эти наземные операции имели большее военное значение для достижения конечного результата, чем уничтожение атомными бомбами гражданского населения. Об этом говорит фильм, снятый 32 операторами, последний полнометражный документальный военный фильм.
1945 год ознаменовался полным расцветом советского документального кино1. К режиссерам, которые сформировались на практической работе в кинохронике, присоединились несколько режиссеров художественных фильмов. «В 1945 году, — пишет И. Большаков, — было выпущено рекордно большое количество документальных кинофильмов (свыше двадцати)... Многие отличались новизной режиссешски хприемов, яркостью и необычайной выразительностью своих кадров, высоким профессиональным операторским мастерством, хорошим дикторским текстом, прекрасным музыкальным оформлением.
Другими словами, все компоненты документального фильма-монтаж, фотография, дикторский текст, музыка— получили новое развитие и достигли высокого уровня. И документальное кино по праву встало в один ряд с художественной кинематографией по своему идейно-политическому и воспитательному значению. Советские документалисты очень многое сделали, чтобы поднять значение документального кино до уровня художественной кинематографии»2.
Среди документальных картин того времени, посвященных дружественным странам3, самой значительной
1 В «Film Since 1939» известный английский критик Дайлис Пауэлл пишет (р. 18), что» кроме «Победы в пустыне», «Burma Victory» и «True Glory» очень немногие английские военные фильмы были способны выдержать сравнение с русскими».
2 И. Г. Большаков, стр. 164 —165.
3 Война не прервала постановку советских документальных фильмов в дружеских странах, таких, как «Иран» (реж. И. Посельский, 1942), «Монголия» (реж. И. Копалин, 1944). Сразу же после окончания военных действий документальные фильмы были посвящены ряду стран : «Албания» (реж. Р. Кармен), «Венгрия» (реж. А. Лебедев).
197