Г лае а VI
АМЕРИКАНСКОЕ КИНО1
(1941—1945)
За несколько месяцев до того, как бомбардировка Пирл Харбора японцами повлекла за собой вступление Соединенных Штатов во вторую мировую войну, сенат опубликовал брошюру, в которой были изложены заключения специальной комиссии, проводившей изучение концентрации промышленности в области кино. Сенаторы констатировали, что «всего за несколько лет в кинопромышленности, несмотря на то, что во многих отношениях она моложе многих других отраслей индустрии, на смену деятельности многочисленных предприятий, слабых в финансовом отношении, пришло единое производство, контролировавшееся несколькими крупными обществами, • которые направляли его развитие и руководили всеми его действиями». Таким образом, в самом начале своего доклада американский сенат отметил тот весьма важный факт, что Голливуд является трестом, где главенствующее положение занимают несколько крупных фирм. Анализируя экономическую структуру американского кино, авторы пишут :
«Эпоха пионеров уступила место эпохе предпринимательства, достигшего крупных масштабов и стабилизовавшегося на этом уровне. Вчерашняя ожесточенная свободная конкуренция сегодня сменилась строгим контролем.
В Соединенных Штатах насчитывается около НО
*США в 1940 г.: население 123 миллиона, 15 115 действующих кинотеатров, насыщенность экранами 130, посещаемость около 3 миллиардов, 23 билета на человека (последние данные взяты из обследований Галлапа, которые следует предпочесть подсчетам МПАА, очень приблизительным), число мест 10 миллионов. В 1945 г.: население 135 миллионов, 16 500 кинотеатров, насыщенность экранами 122, посещаемость 5 миллиардов (по данным МПАА), 37 билетов на одного жителя.
14* 211