образованный очень крупными промышленниками, объединяющими кроме восьми крупнейших обществ Голливуда «Вестерн электрик» (интересы Моргана), РКА (трест радио, интересы Рокфеллера) и «Истмен Кодак», всемогущую монополию по производству чистой пленки и фотоматериалов, годовой оборот которой в 1945 году достиг 300 миллионов долларов, а официальный доход 77 миллионов1.
Кодекс, часто называемый «кодексом Хейса» или «Этическим кодексом», является формой «саморегулирования», самоконтроля, цензуры, которую американское производство в 1930 году создало само для себя. Составление кодекса было поручено одному иезуиту, его преподобию отцу Лорду, бывшему консультанту по религиозным вопросам по фильму «Царь царей» у Сесил я Бла-унта де Милля. Согласно официальным комментариям МПАА*, «все крупные общества Соединенных Штатов по прокату и производству, так же как и 99 процентов других, работают, руководствуясь кодексом, и в контакте с администрацией кодекса ... Это основано на чисто добровольных началах... Ибо никто не обязан, делая фильм, принимать во внимание пункты кодекса. Но пятнадцать лет работы, во время которых было просмотрено 6 тысяч полнометражных фильмов, показали всем, каким разумным было стремление сообразовываться с правилами кодекса и во многом полагаться на суждения и опыт его администраторов».
Теоретически в Соединенных Штатах можно выпустить фильмы и без визы «администрации кодекса». Но в этом случае оказывается невозможным пускать их в
1 В 1953 г. РКА и «Вестерн» официально не были членами МПАА. Но это ни в коей мере не говорит о том, что эти крупные монополии были вытеснены из Голливуда. Наоборот, в связи с тем, что влияние этих обществ на «старшие» компании еще более усилилось, прямое представительство не было больше необходимым.
В том же 1953 г. «Юнайтед артисте», находившиеся в полном упадке, были выведены из числа компаний-членов. Но МПАА включило в свой состав «Рисаблик» и «Монограм» («Объединенные артисты»).
2 Декабрь 1944 г. «Преамбула к изменениям, введенным в Кодекс».
217