Назад

Страница 0278

Вперед

бины кадра)1, чем глубокому изображению героев и общества. Только Джордж и его старая тетка наделены живыми человеческими характерами.

Один из диалогов длится десять минут (то есть одну часть) и показывается без всякого монтажа, лишь с небольшим перемещением аппарата. Сцена не кажется монотонной (по крайней мере визуально), так как герои постоянно движутся, то удаляясь от объектива, то приближаясь к нему. В этом в целом очень интересном произведении довольно мало персонажей второго плана. Это противопоставленные разоряющимся Амберсонам богатые капиталисты в духе XIX века — быстро разбогатевший могущественный конструктор автомобилей, которого так ненавидит Джордж, тщеславный, неприспособленный к жизни, оказывающийся в конце концов почти нищим.

Менее яркий, чем «Гражданин Кейн», фильм «Могущественные Амберсоны» говорил о зрелости режиссера. На Уэллса можно было возлагать большие надежды. Но этот тонкий мастер получил отставку и был к тому же внесен в «черный список». В течение всего остального периода войны Уэллс, ставший мужем Риты Хейворт, допускался на студии только как актер. Но часто он играл скверно и портил свою исключительную актерскую внешность, злоупотребляя всякого рода картонными черепами, экстравагантными гримами, утрированными приставными носами, накладными волосами и т. д. В то же время Уэллс возобновил свою работу на радио, стал журналистом, конферансье, директором миниатюрного цирка . . .

Среди индивидуальностей — менее ярких, чем Орсон Уэллс, — начавших проявлять себя в американском кино во время войны, следует назвать Джорджа Сти-

1 Размещение актеров в глубине декорации с использованием специальных объективов, дающих изображения, одинаково четкие на всех планах. Прием широко практиковался во времена немого кино, затем после 1927 г. вышел из употребления по техническим причинам. Но в 1938 г. Ренуар во Франции, Юткевич в СССР и другие снова ввели его в обиход и извлекли из него новые эффекты. До «Гражданина Кейна» это же сделал Джон Форд в нескольких сценах своего знаменитого «Дилижанса» (Stagecoach).

252

Назад Страница 0278 Вперед