В конце 1945 года Голливуд вновь начал ввоз своих фильмов и занял около 60 процентов программы. Финское кинопроизводство тотчас же возобновилось и достигло уровня двух десятков картин, расходы на которые почти полностью окупались внутри страны, — по насыщенности экранами и посещаемости кинотеатров (но не по емкости рынка) Финляндия могла равняться с Францией.
НОРВЕГИЯ1
Норвежское кино обладает исключительной для Западной Европы особенностью : кинотеатры, принадлежащие частным владельцам, составляют здесь меньшинство.
Закон 1913 года предоставил общинам право владеть кинотеатрами и устанавливать количество кинозалов, которые могут быть расположены на их территории. В соответствии с этим правом в 1917 году образовалась сеть муниципальных кинотеатров (ККЛ), имевшая свое общество по прокату (КФ, созданное в 1919 году), которое стало вскоре настолько мощным, что поглотило обанкротившееся коммерческое общество «Фоторама». В 1932 году муниципальная киносеть образовала даже производственное общество «Норск-фильм», которое в 1936 году в Осло построило студию, единственную, когда-либо существовавшую в Норвегии.
В 1939 году в Норвегии насчитывалось около 260 кинотеатров. Около сотни из них были муниципальными, остальные (примерно в равной пропорции) принадлежали частным лицам, Красному Кресту, благотворительным организациям и т. д.2.
1 В 1939 г. население 3 миллиона, 260 кинотеатров, посещаемость 9 миллионов, насыщенность экранами весьма высокая — 130 (США — 138), 3 билета на человека, среднее число мест в кинозалах 500. Как видим, посещаемость не всегда пропорциональна насыщенности экранами, это обстоятельство следует учитывать.
2 Эта «муниципальная социализация» кинотеатров не должна создавать иллюзий. Она развивалась так же, как во Франции распределительские кооперативы, создававшие под покровительством государства магазины в многочисленных местных организациях, очень мало отличающихся от капиталиста
288