Сопротивление в стране ширилось, гитлеровцы казнили тысячи заложников1. После освобождения в мае 1945 года и выборов, которые привели к власти социал-демократическую Рабочую партию, Голливуд вновь занял свое место на экранах Норвегии. Но теперь он испытывал здесь довольно сильную конкуренцию со стороны Великобритании и Швеции. Норвежское производство предполагалось довести до трех-четырех фильмов в год; кинематографисты думали о сюжетах, подсказанных периодом Сопротивления.
НИДЕРЛАНДЫ2
Перед войной в Нидерландах было три студии — две в Амстердаме и одна в Дювендрехте, около Гааги. Кинопроизводство получило здесь некоторое развитие и в период 1930—1940-х годов держалось, вероятно, на уровне двух-трех фильмов в год.
Согласно Марселю Лепьерру, появление звукового кино было для голландской кинопродукции явлением благоприятным. Она могла демонстрироваться в бельгийской Фландрии, у буров3 и в нидерландской Индии. Тем не менее голландская кинематография была развита довольно слабо, и это заставило ее наиболее крупного деятеля Йориса Ивенса покинуть Нидерланды.
В надежде (неосновательной) на внешние рынки голландские кинопроизводственники имитировали английские фильмы 1930-х годов, а кроме того, обрати-
1 При содействии гауляйтера Квислинга, который в конце 1945 года был расстрелян как предатель своей страны. Казни норвежских заложников послужили темой для создания в Голливуде довольно посредственного фильма «Ночи без луны» (The Moon is Dawn), снятого в декорациях «кулер локаль», которые уже были использованы в фильме «Как зелена была моя долина» для воссоздания жизни уэльских шахтеров. Фильм поставлен Ирвингом Питчеллом по новелле Стейнбека.
2 В 1939 г. население 7 миллионов, 400 .кинотеатров, посещаемость 59 миллионов, насыщенность экранами около 60, 9 билетов на человека.
3 Заметим, однако, что разговорный язык буров — «африкаанс в Южно-Африканском Союзе в настоящее время отделился от своего материнского — голландского языка.
290