коммунистов, партия которых, воодушевлявшая в период оккупации движение Сопротивления, значительно усилила свое влияние.
Закончив наш обзор кино военного периода в оккупированных странах Европы и в странах-сателлитах, вернемся к кинематографии стран, не принимавших участия в военных действиях; это или те, которым удалось сохранить свой нейтралитет, или те, которые ограничились посылкой Гитлеру соединении «добровольцев» (франкистская Испания). В каждой из этих четырех стран (Швеция, Швейцария, Испания, Португалия) кинопроизводство в количественном отношении переживало заметный подъем по сравнению с годами, непосредственно предшествовавшими войне.
ШВЕЦИЯ1
К 1925 году Голливуд уничтожил шведское кино, в то время одно из самых крупных в мире, отняв у него сразу двух выдающихся режиссеров — Шестрома и Штиллера и лучших актеров — прежде всего Грету Гарбо и Ларса Хансона.
Появление звукового фильма вновь внесло некоторое оживление в деятельность стокгольмских студий, годовая продукция которых в среднем установилась около 25 фильмов2. Муландер, единственный талантливый режиссер, работавший еще с современниками Штиллера и Шестрома, открыл молодую актрису, которая уже играла на сцене, и сделал из нее великую шведскую кинозвезду, сняв ее в фильме «Интермеццо» (1936)3.
1В 1938 г. население 6,2 миллиона, 1900 кинотеатров, насыщенность экранами 305, среднее число мест в кинотеатрах 300, посещаемость (приблизительно) 40—45 миллионов, т. е. 7 — 8 билетов на человека. В 1945 г. 2200 кинотеатров (приблизительно), насыщенность экранами 355, посещаемость 50 миллионов, 8 билетов на человека (для сравнения : США — насыщенность экранами 131, число билетов 37), среднее число мест в кинотеатрах 300.
2 30 фильмов в 1939 году, 36 в 1940, 34 в 1941, 34 в 1942, 43 в 1943, 43 в 1944, 45 в 1945.
3 Ингрид Бергман дебютировала в фильме режиссера Э. Адольфсона «Монашествующий граф» (1934), затем снялась в фильме Г. Мулаидера «Сведенхьельмы» (1935). — Прим. ред.
301