Хампе Фаустманн и Ингмар Бергман едва успели начать свой творческий путь, когда война окончилась. В Швеции они представляют новое поколение режиссеров1. Но в момент окончания войны стокгольмские студии, по-видимому, были охвачены тем же беспокойством, что и юные герои «Кризиса». Однако промышленность процветала, и страна насчитывала теперь более 2250 кинотеатров. Производство, которое в 1940—1944 годах в среднем поднялось больше, чем до 35 фильмов, в 1945 году достигло рекордной цифры — 45 картин.
В освобожденной Европе страна могла надеяться сохранить свои старые рынки и завоевать новые благодаря продукции, значительный количественный и качественный прогресс которой повсюду признавала критика.
В ту пору, присутствуя в сентябре 1945 года на Ба-•зельском конгрессе — первом послевоенном кинофестивале, — мы услышали, как молодой актер Руне Линд-стрем громил плохие фильмы со страстностью, которую он проявил в своем «Пути на небо». Он говорил :
«Мы не хотим больше видеть ни гавайских кукол, ни томный флирт, освещенный луной из картона, ни изнеженных шейхов, которые целуются в тени пальм.
Тот, кто достаточно глуп, чтобы думать, что публика хочет видеть фильмы этого жанра, является предателем своих стран. Пусть сами они отправляются в свой захламленный рай, на Гавайские острова или в Сахару. Мы преследуем единственную цель : придать художественную форму истине, которая свята».
Это заклинание не повлияло на ввоз зарубежных кинофильмов в Швецию. Ее кинопродукция в 1948 году
1 Среди режиссеров младшего поколения шведского кино периода войны отметим Рольфа Хюсберга, постановщика коммерческих фильмов, которому удались несколько фильмов для детей, две полудокументальные картины, снятые на Крайнем Севере, — «Сын полуночного солнца» (1939) и «Может прийти доктор ?» (1942).
Ивар Йухансон специализировался в «тезисных» фильмах : «Если бы я вышла за пастора» (1941, с Вивекой Линдфорс»), «Лес — наше наследство» (1944).
Хассе Экман, сын знаменитого актера Йёсты Экмана, был специалистом по легким комедиям, а актер Нильс Поппе — хорошим комиком («Деньги», 1945).
310