Назад

Страница 0440

Вперед

или четырех языках : персидском, английском, русском и французском.

О кинематографии Ирана можно говорить лишь весьма относительно, поскольку в год там не приходилось и одного билета на человека. В то же время думали о постройке студий в Тегеране, где в 1947 году должно было начаться небольшое кинопроизводство.

ТУРЦИЯ1

Во время войны в Константинополе было пять студий. Очень плохо оснащенные, они занимались главным образом дублированием на турецкий язык американских фильмов, составлявших 70-—80 процентов программ. В страну начали проникать некоторые египетские фильмы. Эти звуковые арабские картины также всегда дублировались на турецкий язык, так как закон запрещал коммерческий показ фильмов на иностранном языке.

Турецкое кинопроизводство началось в 1920 году при Мустафе Кемале. В период 1935—1945 годов в Константинополе было поставлено, по-видимому, 30—402 фильмов. Их уровень был низким, техника примитивна, а диалог почти всегда записывался постсинхронизацией, после окончания съемки «немого варианта» фильма. Эта продукция, выпускавшаяся десятком мелких обществ, целиком окупалась на внутреннем рынке, экспорт ограничивался несколькими кинотеатрами на Кипре и в Ливане, посещаемыми турецкими колониями этих стран.

Как сообщает Лапьерр, в 1939 году имел большой успех фильм «Поверженная чалма» Фериха Темфика. Пропагандистские фильмы и музыкальные комедии с танцами, по-видимому, составляли большую часть продукции. В 1940 году из 256 фильмов, демонстрировавшихся в Турции, 180 прибыли из Голливуда, 50 — из

1В 1939 г. население 17 миллионов, 130 кинотеатров, насыщенность экранами 7,6, посещаемость 10 — 11 миллионов (менее одного билета на жителя).

В 1946 г. население 18 миллионов, более 200 кинотеатров, насыщенность экранами около 9, посещаемость 18 — 19 миллионов (один билет на одного жителя).

2 Три фильма в 1938 г., 10 — в 1946, 7 — в 1947. Другими данными мы не располагаем.

408

Назад Страница 0440 Вперед