200, они делают полные сборы, и число их беспрерывно растет. Арабские фильмы составляют программы по меньшей мере 70 процентов этих кинотеатров.
Перед войной в Каире, так же как в Александрии и других крупных городах Египта, экраны были в боль-шеи или в меньшей степени монополизированы американскими и французскими фильмами, но война полностью изменила ситуацию. В Каире из 13 первоэкранных кинотеатров семь показывали только арабские фильмы, пять — американские и один — французские. В провинции американские фильмы полностью исчезли из программ, за исключением серийных фильмов, которые составляли их первую часть.
Перед войной доходы не были крупными, и фильм никогда не задерживался в программе более одной недели. Война изменила положение, и сегодня стало обычным рассчитывать на доходы, в два раза превышающие довоенные, так же как видеть хороший фильм в программах кинотеатров в течение двух или трех недель.
Для арабского фильма правилом являются минимум две недели. «Gharam el-Intikham» —фильм, звездой которого был покойный Асмахан, — держался в программе 18 недель подряд в одном только Каире, а «Драгоценность» (Gawhara) — 12 недель в первом исключительном прокате, семь — во втором. Сегодня хороший египетский фильм легко может выдержать четыре недели и собрать 7—8 тысяч фунтов, и это несмотря на то, что цены на места возросли на 75 процентов».
Благодаря этому подъему в Каире увеличивалось число киностудий. Самой старой и самой значительной была студия, основанная в 1934 году обществом «Миср» (филиал байка «Миср»), которое с 1924 года было наиболее крупным обществом в египетском прокате. В 1945 году другая группа египетских капиталистов, чтобы создать конкуренцию «Ми еру», основала большие студии «Аль-Ахрам». До этого несколько продюсеров открыли небольшие студии в Каире1.
1 Студии «Того Мисрахи», основанные в 1929 г., «Ибрагим Лама» — в 1943 г., «Нассибиан» — в 1935 г., «Гиза» — в 1939 г., «Галаль» — в 1944 г. (собственность кинозвезды Мэри Куинни).
410